Азербайджан требует нового коридора между Арменией и Карабахом

Таким образом Баку стремится ускорить переход региона под свой контроль, считают эксперты
Заняв высоты в районе Лачинского коридора, Азербайджан потребовал организовать альтернативный маршрут, связывающий Армению с Нагорным Карабахом/ Aziz Karimov / Reuters

Азербайджан требует организовать движение из Армении в Нагорный Карабах по альтернативному маршруту вместо находящегося под охраной российских миротворцев Лачинского коридора – единственного маршрута снабжения непризнанной республики. Баку ссылается на трехстороннее соглашение с Москвой и Ереваном от 9 ноября 2020 г., где говорится о необходимости создании нового маршрута. Армения парирует, что согласно договоренностям маршрут должен быть сначала согласован всеми сторонами в течение трех лет. Премьер-министр Армении Никол Пашинян 4 августа заявил, что согласованного и утвержденного плана строительства нового маршрута пока нет.

3 августа в районе Лачинского коридора произошли вооруженные столкновения вооруженных сил Азербайджана и непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), закончившиеся занятием азербайджанскими войсками ряда высот, позволяющих осуществлять огневой контроль автотрассы Лачинского коридора.

Как заявил 3 августа глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, причиной столкновений стало невыполнение Арменией своих обязательств и провокации с ее стороны в зоне размещения миротворцев.

В свою очередь, в утреннем обращении 4 августа Никол Пашинян обвинил Баку в попытке сорвать выполнение договоренностей 9 ноября 2020 г. По его словам, ситуация в Лачинском коридоре на 4 августа оставалась напряженной, но боевые действия не велись.

«Ведомости» направили запросы о состоянии безопасности движения по действующему маршруту Лачинского коридора в МИД и минобороны Армении, а также в соответствующие ведомства НКР.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 4 августа заявил, что российский президент Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Эрдоган могут обсудить ситуацию в Карабахе на встрече в Сочи 5 августа. В случае необходимости, по словам Пескова, Путин также может оперативно связаться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, однако пока такой разговор не планируется.

В качестве альтернативы Лачинскому коридору Азербайджан предлагает дорогу из Сюникской области Армении от села Корнидзор через Шушинский район Нагорного Карабаха до села Лисагор. Ереван ранее сообщил о начале работы по реконструкции на своей территории автодороги Корнидзор – Тех – М-12, которая, как предполагается, должна соединиться с новым маршрутом коридора в Карабах.

«Сейчас Лачинский коридор фактически не функционирует из-за военного давления, – поясняет научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаэлян. – Для НКР коридор имеет огромное значение, ведь по нему в республику из Армении поступают вода, газ и интернет. Кроме него армянские территории соединяет проложенная через коридор автомобильная дорога, у которой лежат армянские же населенные пункты – город и два села».

По словам Микаэляна, Баку намеревается забрать эти населенные пункты, а также заставить Армению отказаться от коридора и сообщаться с НКР посредством новой, более прямой дороги. Это приведет к существенным проблемам со снабжением непризнанной армянской республики, а также нарушит систему безопасности НКР, считает эксперт. По его словам, новая дорога не будет полноценной заменой Лачинскому коридору, который включает в себя прилегающие территории по 2,5 км с обеих сторон.

Таким образом Баку пытается надавить на НКР и заставить ее присоединиться к азербайджанским сетям снабжения, ускорив переход региона под свой контроль, резюмирует Микаэлян.

Баку твердо настроен на восстановление полного контроля над территорией Карабаха и действует последовательно в этом направлении, говорит заведующий сектором Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Вадим Муханов. Первый трек на этом направлении – прямое силовое давление и его часть, кроме обстрелов и авиаударов, создание условий для блокады коммуникаций Карабаха с Арменией, перебоев со снабжением ресурсами и товарами, продолжает Муханов.

До второй карабахской войны 2020 г. армяне пытались построить более быструю верхнюю дорогу через Кельбаджар и серьезно вложились в это, но теперь не контролируют данный район и альтернативы Лачину прямо сейчас нет, констатирует эксперт. Это фактически база для существования всего карабахского проекта, который в случае превращения в анклав имеет мало шансов продолжить существование. А альтернативный вариант, о котором говорит Баку, сейчас не функционирует, напоминает Муханов.

Второй трек, по которому действует Баку, – дипломатическое давление на Ереван и Москву как посредника между азербайджанской и армянской сторонами, причем при тесном блокировании азербайджанцев с Анкарой. Баку и дальше будет зондировать границы возможного давления на армянскую и российскую стороны как силой, так и дипломатией, особенно на фоне того, что сейчас у России объективно заняты руки на другом направлении, уверен Муханов.