Исследование ТеДо: 85% российских компаний считают собственные цепочки поставок устойчивыми

85% российских компаний считают собственные цепочки поставок устойчивыми даже в условиях экономической неопределенности. Об этом говорится в исследовании компании «Технологии Доверия», в котором приняли участие производители товаров народного потребления, ретейлеры, компании тяжелой промышленности.

У таких компаний наработана вариативность трансграничных маршрутов – чаще всего через третьи страны, или прямые поставки в Китай, внедрены альтернативные возможности проведения платежей, в том числе через платежных контрагентов, критичные ИТ-системы находятся на активной стадии локализации.

Однако фактическая оценка поставок как устойчивых чаще всего опирается на экспертизу кадров, а не на зрелость процессов и контроль рисков. «Разрыв между заявленной устойчивостью подтверждается через низкую точность планирования и показателей эффективности. Компании находятся в высокой зависимости от ручного управления и вариативности логистики, которые компенсируют системные слабости. Подобный подход, хоть и эффективен в условиях высокой неопределенности внешней среды, но усугубляет потребность в кадрах», – отмечает Михаил Иванов, директор, руководитель практики управления цепочками поставок ТеДо.

Среди ключевых актуальных вызовов участники исследования «Приоритеты управления цепями поставок и логистикой в РФ» отметили дефицит квалифицированных кадров – об этом сообщили 63% опрошенных, импортозамещение, а также низкую точность прогнозирования спроса – 38% респондентов. Все это подталкивает компании к развитию проектов роботизации и автоматизации. Однако полноценная складская роботизация требует системного подхода, переработки внутренних процессов и значительных инвестиций, что сдерживает масштабное внедрение технологий.

«Большинство российских компаний находятся лишь в начале пути: точечная роботизация уже стала нормой, но до системных решений пока далеко. Правильный ориентир — крупнейший мировой онлайн-ретейлер, который задействовал более 1 млн роботов, что практически сопоставимо с численностью персонала. Благодаря этому большинство ручных операций автоматизировано, а время комплектования заказов сократилось в 4 раза — и это лишь один из эффектов роботизированной экосистемы. На фоне острого кадрового дефицита и роста e-commerce российским компаниям необходимо стремиться именно к таким решениям», – отметил исполнительный директор практики управления закупками и цепями поставок Денис Бельский.

Еще одним вызовом для компаний является максимальный рост логистических расходов – более 20% за 2024 год. Главным фактором такого повышения являются острый дефицит складских площадей высокого класса и рост себестоимости логистики в городах, где сконцентрированы основные торговые операции e-com и традиционных ретейлеров.

Другие пресс-релизы