Зачем старейшему винному дому Испании нужен отельный бизнес

Herederos del Marques de Riscal – один из старейших и наиболее уважаемых винных домов Испании – на рубеже веков славился своими яркими рекламными кампаниями.
Herederos del Marques de Riscal

Но с 2006 г. компания больше не дает рекламу: в том году Marques de Riscal открыл в родной Риохе «Город вина» по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери. «И с тех пор про нас пишут бесплатно», – смеется коммерческий директор компании Педро Азнар. В проект винного города (5-звездочный отель под брендом ITT Luxury Сollection, гастрономический ресторан, новые производственные мощности и склады) Marques de Riscal инвестировал сумму, равную своему годовому обороту, – 60 млн евро. И за четыре года превратился в седьмую по популярности винодельню мира: в прошлом году Marques de Riscal посетило 62 000 туристов. О том, какие еще выгоды Marques de Riscal получил от сотрудничества со звездой архитектуры, Педро Азнар рассказал «Зарубежной недвижимости».

– Кому и когда в вашей компании пришла идея построить винный город?

– Мы об этом долго думали. Я профессиональный энолог, в 1991 г. поехал на стажировку в Калифорнию, и эта идея пришла мне в голову там. Я увидел, что существует бизнес и помимо производства вина. У одной из виноделен был не только ресторан и магазин с региональными продуктами, но даже свой оперный театр! Я понял, что они зарабатывают больше $1 млн – и совершенно не на вине.

Я рассказал об этом своему кузену Алехандро Азнару, который в настоящий момент возглавляет компанию, и он тоже отправился в долину Напа. После чего у нас в компании появился план, который мы назвали «Проект 2000». Это не только здания Фрэнка Гери, но и наша новая винодельня San Vicente, где мы применяем самые современные технологии. Раньше дорога, которая вела в деревню, проходила мимо различных наших зданий и сооружений, разрезая их. Мы решили создать единый винодельческий комплекс, обратились к властям и объяснили им идею. Они нас очень хорошо поняли и проложили объездную дорогу в деревню, а мы смогли связать все наши сооружения воедино, разбили там сады и назвали это «Город вина». К 1999 г. проект был готов, мы приступили к строительству и в 2006 г. закончили его. Общая площадь «Города вина» – 5 га.

– Изначально планировалось, что его будет проектировать Фрэнк Гери или были и другие кандидатуры?

– Кандидатуру Гери предложил мой кузен. Мы видели пример Бильбао [столицы Страны басков]: до того как там появился Музей Гуггенхайма, никакого туризма в городе не было. А после того как по проекту Гери в Бильбао был построен музей, туда теперь приезжает 3,5 млн туристов в год! (Для сравнения: по данным Росстата, Россию в 2009 г. посетило 2,1 млн иностранных туристов. – «Зарубежная недвижимость»)

Мы сами баски, мы связались с баскским правительством и попросили познакомить нас с Гери. И при поддержке правительства мы смогли привезти Гери к нам на винодельню. Основатель компании маркиз де Рискаль с самого начала решил откладывать вино каждого урожая для корпоративной коллекции, и у нас до сих пор есть вина еще позапрошлого века. Мы предложили Фрэнку попробовать вино его года рождения, потом другие редкости, потом вина попроще, ну а когда алкоголь подействовал, смогли легко его уговорить взяться за этот проект. (Смеется.)

– Вы смогли достичь договоренности с архитектором такого масштаба всего за один день?

– Невероятно, но это так. Просто он обожает вино. И ему настолько понравилась идея, которую мы ему предложили, что он тут же сел рисовать. Естественно, ту салфетку мы сохранили. (Смеется.)

Отель стоит на трех колоннах, а внизу – хранилище на 3 млн бутылок.

– Сколько вы инвестировали в «Город вина»?

– Для нас это были огромные вложения – около 60 млн евро: это не только отель, но и другие здания, новые винодельческие мощности, плюс надо было всю территорию облагораживать. 45% от этой суммы мы получили в кредит от баскского правительства – без него этот проект вообще бы не состоялся. Думаю, что правительство довольно тем, что у нас получилось: проект создает новые рабочие места, во всем мире [даже те, кто не пьет вина] узнали, что есть такой регион Риоха, где Фрэнк Гери построил новое здание для компании Marques de Riscal.

– Каков годовой оборот вашей компании и сколько вам теперь дают другие сферы деятельности помимо продажи вина?

– Оборот – 55–60 млн евро, зависит от года. В прошлом году [из-за кризиса], естественно, меньше.

На отеле мы зарабатывать особо не собирались. Это 5-звездочный отель, в нем всего 45 номеров, рентабельность его очень сомнительна, и мы хотим лишь, чтобы он сам себя окупал. Но отелем управляет сеть Starwood, и благодаря этому контракту мы смогли ввести наши вина во все отели сети. Это открыло перед нами рынки 30 стран, в которых мы раньше не были представлены. Даже если в настоящий момент они будут потреблять немного, это все равно обеспечивает нам присутствие. А в Латинской Америке это сработало великолепно!

– И все-таки какую долю в вашем обороте дают сопутствующие товары и услуги?

– Точный процент выделить сложно – думаю, не менее 80% мы по-прежнему зарабатываем на вине. Но и другие бизнесы растут: мы уже приближаемся к отметке в 1 млн евро в год, которые нам приносят туристы, приезжающие в «Город вина» (но в эту цифру входят и покупки вина в нашем сувенирном магазине). Свадьбы мы тоже проводим.

– Почему вы отдали управление отелем столь дорогому бренду, как ITT Luxury Сollection?

– Мы заказали на эту тему серьезное и дорогое исследование: следует ли нам отдать управление национальной сети или международной сети, кому именно. Сначала мы выбрали несколько вариантов и в конце концов подписали контракт со Starwood [и ее брендом ITT].

– В этом проекте чего вам удалось добиться и чего – нет?

– Этот наш проект вошел в учебники для бизнес-школ как пример альтернативного маркетинга, студенты теперь изучают «модель Рискаль».

На мой взгляд, этот отель – произведение искусства. Это как если бы в моей мадридской квартире висел оригинал Пикассо или Ван Гога. Это останется в вечности. Это усилило наш имидж, мы теперь выглядим как очень современная, очень динамичная компания, которая предопределяет будущее, идет впереди всех. Наши предки, основатели компании, также жили, опережая будущее.

– С 2006 г. вы не даете рекламу. Когда возобновите рекламную активность?

– Думаю, нам надо возвращаться – может быть, на следующий год. Мы очень хорошо начали XXI в., но это не повод почивать на лаврах.