"Трансстрою" удалось сохранить контракт на строительство "Зенит-арены"

За годы строительства стадион подорожал более чем в шесть раз: в администрации города заявляют, что больше не пойдут на увеличение стоимости объекта
Е.Кузьмина/ Ведомости

Городские власти подписали соглашение с «Трансстроем» о продлении контракта на строительство стадиона для ФК «Зенит» на Крестовском острове в Петербурге. Об этом рассказал сегодня вице-губернатор Игорь Метельский. С "Трансстроем" подписано соглашение на год, рассказал Метельский. Компания должна предоставить варианты по снижению сметы, и только в этом случае, если «Трансстрой» удешевит стройку, Смольный будет вести речь о продлении контракта с ним, сказал Метельский. Удешевление, по мнению вице-губернатора, может произойти из-за экономии на материалах и оборудовании, но на сколько возможно удешевить проект, он сообщить отказался. Администрация города больше не пойдет на увеличение стоимости объекта, уверяет он.

Выбор нового генподрядчика привел бы к увеличению сроков строительства и издержек, кроме того, не исключены были бы судебные разбирательства с «Трансстроем», объяснил Метельский. Представитель «Трансстроя» подтвердил, что будет и дальше работать на объекте. При этом цена работ для самого «Трансстроя» (за вычетом ранее вложенных средств, стоимости проектирования, а также дисконта в 6 млрд руб., которые «Трансстрой» предложил, победив на конкурсе) может составить порядка 33 млрд руб., говорит представитель компании.

"Соответствие стоимости строительства российским сметным нормативам определяет государственная экспертиза. Сводно-сметный расчет выполняет проектная организация. Строительная организация, подрядчик не может самолично сокращать или наращивать смету. Поэтому в рамках наших договоренностей с администрацией города создана рабочая группа, в которую входят представители "Трансстроя", «Газпрома» и администрации, а также привлечены международные компании, обладающие опытом строительства спортивных объектов. Цель создания группы - минимизировать расходы на строительство без изменения идеологии объекта. Эта группа будет встречаться не реже одного раза в месяц", - заявляет представитель "Трансстроя".

Новая домашняя арена для «Зенита» должна появиться на месте легендарного стадиона имени Кирова на Крестовском острове. Этот стадион предполагалось превратить в многофункциональную футбольную арену высшей категории А, пригодную для круглогодичного использования и проведения на ней футбольных матчей под эгидой ФИФА и УЕФА. «Зенит-арена», которая должна принять чемпионат мира по футболу 2018 г., стала одним из самых известных петербургских долгостроев. Перед городскими властями стоит задача завершить строительство до конца 2014 — начала 2015 гг. Сейчас, по данным «Трансстроя», чаша стадиона готова на 70%.

Когда строительство «Зенит-арены» только начиналось, необходимый объем инвестиций оценивался в 6,9 млрд руб. В сентябре 2012 г. бывший председатель городского комитета по строительству Вячеслав Семененко оценил итоговую стоимость строительства «Зенит-арены» в 35 млрд руб. В октябре Смольный передал в Главгосэкспертизу новую смету стадиона, по которой стоимость строительства выросла еще почти на 10 млрд руб. — до 43,8 млрд руб. На прошлой неделе сметой строительства заинтересовалась Счетная палата, которая совместно с Контрольно-счетной палатой Петербурга обязалась проверить в 2013 г. расходы на стройку. Семененко, курировавший ход работ на "Зенит-арене", был уволен на прошлой неделе.

Петербургские власти заявляли, что к концу 2012 г. из городского бюджета на строительство «Зенит-арены» уже будет потрачено 28,8 млрд руб. «Трансстрой» сообщал о том, что уже освоено 9 млрд руб., из которых 800 млн руб. компания инвестировала из собственных средств.

До сих пор вопрос о том, кто будет новым генподрядчиком строительства стадиона, оставался открытым. Представитель «Трансстроя» подтверждал Vedomosti.ru, что компания ведет переговоры с петербургской администрацией и заинтересована в контракте. Метельский также говорил о том, что контракт с «Трансстроем» может быть продлен. А ФК «Зенит» и «Газпром» (совладелец и генеральный спонсор клуба) ставили «Трансстрою» в вину затягивание сроков, неправильное хранение стройматериалов, несоблюдение технологии строительства, неудовлетворительное качество работ и называли список других компаний, которые смогли бы выполнить подобные работы.

В «Трансстрое» говорили о том, что не могут получить документацию по новому проекту, а заказчик — комитет по строительству администрации Санкт-Петербурга – остановил работы на объекте в связи с передачей документов в Главгосэкспертизу. Также в компании заявляли, что многочисленные коррективы в проектное решение по требованию ФИФА и УЕФА привели к сдвигам по срокам реализации проекта.