Недвижимость
Бесплатный
Павел Аптекарь
Статья опубликована в № 3322 от 08.04.2013 под заголовком: Ориентиры: Конфискация в законе

Проект закона об изъятии земель в Подмосковье нарушает три кодекса

Госдума проголосовала за важнейший закон, регулирующий порядок получения новомосковской земли для госнужд.

Ключевое второе и итоговое третье чтения прошли за два дня. Скоропостижно принятый закон предусматривает упрощенный порядок изъятия земель для государственных и региональных нужд в «новой Москве».

Проект сразу вызвал немало вопросов из-за слабой защиты собственников. Он позволяет принимать проекты планировки и межевания территорий, предназначенных для изъятия, без общественных слушаний, предписанных федеральным и городским Градостроительными кодексами (ГрК). Земли для размещения объектов государственного или регионального значения предполагается резервировать и изымать без документов территориального планирования, что запрещено российским ГрК. Список объектов государственного и регионального назначения определен нечетко: на высвободившейся земле можно построить не только административное здание, жилье или дорогу, но и торговый или развлекательный комплекс.

На подписание соглашения между городскими властями и собственником отводится три месяца (в первом варианте был только месяц), оценщиков должны определять госорганы. На всю процедуру изъятия земель отводится пять месяцев вместо предусмотренных Земельным и Гражданским кодексами 1,5 года. Зато иск о принудительном выкупе или изъятии участка можно предъявить в течение трех лет после решения. Судебный спор о размере убытков и издержек или соразмерности участка, предоставленного взамен изъятого, не приостанавливает исполнения решения о передаче земли под госзастройку. Само решение – достаточное основание для сноса расположенных на участке строений. Если заказчик строительства намеревался изъять (выкупить) часть участка, а оставшуюся часть и расположенные на нем здания затруднительно использовать, то изымается весь участок. Еще одна деталь: если собственник не согласен с государственной оценкой, он направляет возражения муниципальным или городским властям. Однако чиновники могут (а не обязаны) рассмотреть претензии и отвергнуть их, не утруждая себя мотивацией. Примечательно и то, что участок, предназначенный для госнужд, можно передавать в залог, в субаренду третьим лицам, вносить в качестве уставного капитала.

Правка по сравнению с первым вариантом оказалась ограниченной. Действие закона ограничено 1 января 2020 г., выделение земли без территориальных планов – 2015 г. Права собственности переходят к госорганам только после выплаты компенсации прежним владельцам. Но большинство пунктов, ущемляющих права граждан по сочинскому образцу, в том числе отсутствие общественных слушаний и невозможность предлагать альтернативные идеи размещения, сохранились. Более того, нормы закона будут применяться при строительстве дорог в Подмосковье.

По мнению экспертов фонда «Институт экономики города», новый закон противоречит гарантиям собственности, установленным п. 3 ст. 35 Конституции («Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения») и дублирующей ее ст. 55 Земельного кодекса. Закон может стать инструментом для перераспределения земли и недвижимости от одних собственников другим. Государство окажется лишь передаточным звеном этого перераспределения.

Новые нормы могут затронуть интересы около 250 000 собственников и владельцев земли в регионе, отмечает председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. И отпугнуть инвесторов, на которых надеются авторы идеи расширения Москвы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать