Недвижимость
Бесплатный
Юлия Петрова

Москва станет крупнейшим в Европе центром торговли через три года

Сейчас российская столица уступает лишь Парижу
М.Стулов / Ведомости
Через два года в России будет больше всего магазинов в Европе

К 2013 г. во Франции было 16,95 млн кв. м торговых площадей, а в Великобритании — 16,48 млн кв. м. В России чуть меньше — 16,47 млн кв. м. Однако уже через два года Россия должна стать крупнейшим рынком Европы, предсказывают аналитики Cushman & Wakefield. Через два года в России должно открыться 2,4 млн кв. м. Для сравнения: в Великобритании за это же время девелоперы обещают построить всего 325 000 кв. м. А во Франции на 2013-2014 гг. запланировано 1,39 млн кв. м торговых центров.

Обеспеченность торговыми помещениями крупнейших городов Европы
Обеспеченность торговыми помещениями крупнейших городов Европы

Россия отстает по объемам онлайн-торговли от других стран мира. Россияне предпочитают традиционный шопинг покупкам онлайн. По данным Euromonitor International и Cushman & Wakefield, по объему онлайн-продаж Россия лишь девятая в мире: объем интернет-торговли в стране составил в 2012 г. лишь $12,25 млн. Абсолютный лидер - США с $186,942 млн. На втором месте - Китай с $75,322 млн. На третьем - Великобритания с $54,737 млн.

Москва отвоевывает у других городов Европы право считаться крупнейшим центром розничной торговли Старого Света. Сейчас в столице работает 7 млн кв. м качественных торговых площадей. Это второй результат в Европе. В конкурентной борьбе за звание Мекки для шопоголиков Москве уже удалось потеснить Стамбул (6,4 млн кв. м), Мадрид (5,7 млн кв. м) и Лондон (4,6 млн кв. м). Только в Париже больше магазинов, чем в Москве, но российская столица отстает от французской лишь на 0,8 млн кв. м, посчитали аналитики консалтинговой компании Knight Frank.

В I квартале 2013 г. в Москве не было открыто ни одного качественного торгового центра, отмечала Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых помещений Jones Lang LaSalle. Но по итогам полугодия предложение увеличилось на 230 000 кв. м. Заработали ТЦ "РИО" на Ленинском проспекте общей площадью 75 000 кв. м (девелопер - "Ташир"), специализированный спортивный ТРЦ "Спортекс" на 32 000 кв. м на 5-й Кабельной улице (девелопер - "Альтаир"), аутлеты Fashion House на 38 000 кв. м на Ленинградском шоссе в Московской области (Fashion House Group) и Vnukovo Outlet Village на 29 700 кв. м на Киевском шоссе в 8 км от МКАД и т. д.

До конца года в Москве должны ввести еще 7 торговых центров, а всего в активной реализации находится более 30 проектов, в том числе такие крупные ТРЦ, как «Мозаика» и «Авиапарк». "Если девелоперы выполнят свои планы, то через три года предложение торговых площадей в Москве вырастет на 45% и превысит 10 млн кв. м. Это будет абсолютный рекорд среди европейских столиц, и по торговым площадям Москва выйдет на первое место", - предсказывает Сергей Гипш, директор по торговой недвижимости Knight Frank.

Оптимистичен насчет перспектив развития торговли в Москве и Росстат: в 2013 г. оборот розничной торговли, по прогнозу ведомства, должен составить почти 4,2 трлн руб., а к 2014 г. - вырасти до 4,7 трлн руб., напоминают аналитики GVA Sawyer. В 2012 г. оборот розничной торговли в Москве составил 3,6 трлн руб., а за январь - май 2013 г. Москва уже наторговала почти на 2,5 трлн руб., следует из данных Мосгорстата.

Несмотря на бурное развитие торговли в Москве, москвичам по-прежнему не хватает качественных торговых помещений, утверждают опрошенные "Ведомостями" консультанты. Так, по данным Валентина Гаврилова, директора отдела исследований CBRE, сейчас на 1000 жителей столицы приходится лишь 325 кв. м качественных магазинов и ТРЦ, и этот показатель не менялся с начала года. По данным Сергея Гипша из Knight Frank, обеспеченность торговыми площадками москвичей еще ниже - 311 кв. м на 1000 человек. Для сравнения: на 1000 парижан сейчас приходится 388 кв. м торговых помещений, а на 1000 мадридцев - целых 460 кв. м.

Недостает места и всем потенциальным арендаторам. Свободных площадей в московских ТРЦ сейчас 2,9%, говорит Валентин Гаврилов. "Этот показатель стабильно низкий, а спрос на качественные торговые площадки велик", - утверждает он. В стрит-ритейле доля вакансий составляет от 1 до 5% в зависимости от месторасположения, говорит Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла Jones Lang LaSalle. В первом полугодии в московских ТРЦ появились первые магазины таких сетей, как Brooks Brothers, REDValentino, Boardriders, Takko Fashion, TrollBead, в стрит-ритейле открыли первые магазины Hervé Léger, Lavazza Espression, Marukame, напоминает Гаврилов. Сегодня AFI Development заявила о том, что в "Афимолле" заработала американская сеть одежды Forever 21. По данным Гаврилова, до конца 2013 г. в Москву придут еще девять новых брендов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать