«Самолет девелопмент» строит в зоне недопустимых для проживания авиационных шумов

Но компания от проекта отказываться не собирается
«Самолет девелопмент» за несколько лет стал одним из крупнейших застройщиков в Московской области / Евгений Разумный/ Ведомости

Компания «Пригород Лесное» (раньше – «Мегагород»; входит в «Самолет девелопмент») первую очередь одноименного жилого комплекса строит с конца 2015 г. в Ленинском районе Московской области. Она включает 10 17-этажных домов общей площадью 279 500 кв. м. Здания уже возведены, в квартирах идут отделочные работы, первые 100 квартир проданы в декабре 2015 г., говорится на сайте компании. Всего на 372 га планируется построить 3,5 млн кв. м жилья и социальных объектов.

«Ведомости» ознакомились с исследованием на соответствие застройки допустимым уровням авиационных шумов, которое в декабре 2016 г. по договору с «Пригород Лесное» провел принадлежащий Минтрансу ГосНИИ гражданской авиации (ГосНИИ ГА). Исследование выявило, что уровень шумов превышает допустимый для проживания. Кроме того, «<...> шумозащитные мероприятия (т. е. строительство шумозащитных зданий, экранов, полос зеленых насаждений и проч.) не способны защитить территорию от авиационного шума», сказано в заключении (подлинность документа подтвердили два менеджера ГосНИИ ГА).

Пять маршрутов вылета из «Домодедово» проходят над комплексом или в 300–1200 м от него и на минимальной высоте 600–900 м. При взлете самых шумных самолетов (широкофюзеляжных Boeing 747 и 777, Airbus 330 и 380, Ил-96 и узкофюзеляжного Ан-24) максимально допустимый шум будет в зависимости от маршрута и времени суток превышаться на 1–17 децибел, по данным отчета. Изменить схемы захода на посадку и выхода из зоны «Домодедово» невозможно, они очень зажаты Москвой, военными аэродромами и другими запретными зонами, утверждает сотрудник института.

Комплекс «Пригород Лесное» удален от «Домодедово» на 16,3 км, а территория в радиусе 30 км от аэродрома является приаэродромной, ее использование ограничено и любая стройка должна согласовываться с Росавиацией. Агентство согласовало проект с точки зрения безопасности полетов и бесперебойной работы радиолокационного оборудования, пояснял ранее представитель Росавиации. Роспотребнадзор проекты не согласует: служба может замерить шумы при наличии жалоб уже после введения объекта в эксплуатацию, уточнил ее представитель.

Прибыль без стройки

Губернатор Андрей Воробьев и вице-премьер Дмитрий Козак выступают за внесение поправок в Воздушный кодекс, по которым аэропорты должны компенсировать владельцам недвижимости в приаэродромной зоне ущерб из-за ограничений в ее использовании. Если их примут, то «Домодедово» должно будет возместить «Пригород Лесное» упущенную выгоду из-за невозможности строить жилье. Аэропорт открылся в 1962 г., участки «Пригород Лесное» купила в 2013 г., но поправки предполагают обратную силу.

В декабре генпрокурор Юрий Чайка писал премьер-министру Дмитрию Медведеву, что дома, построенные в зоне с превышением допустимого уровня шума, могут быть признаны непригодными для проживания, а жильцы должны быть расселены за счет бюджета. Он просил разработать нормативные акты, чтобы проекты также согласовывал Роспотребнадзор с учетом воздействия на здоровье жителей.

«ГосНИИ ГА не проводил натурные замеры уровней шума, по заказу застройщика их проводила другая организация, уровень шума соответствует допустимым величинам», – сообщил представитель «Пригород Лесное». Дома первой очереди готовятся к вводу в эксплуатацию, добавил он, заверив, что компания не планирует отказываться от проекта. Согласно протоколу замеров, с которым также ознакомились «Ведомости», днем приборы не фиксировали превышений, но ночью отмечали шесть превышений нормы, утром – 12 превышений нормы.

«Самолет девелопмент» основан в 2012 г. и за несколько лет стал одним из крупнейших застройщиков в Московской области. Его владельцы Игорь Евтушевский и Михаил Кенин – партнеры Максима Воробьева, брата губернатора Московской области Андрея Воробьева, первый – по компании «СПб реновация», второй – по «Русской аквакультуре». Представители Минтранса и губернатора от комментариев отказались.

Это не первый случай строительства в приаэродромной зоне с нарушением в части допустимого уровня шума, напоминает адвокат Олег Сухов, практика показывает: добиться остановки строительства будет сложно. В подобных ситуациях обычно обращаются в прокуратуру, можно рассмотреть спор и в судебном порядке, рассуждает адвокат, но если дом будет построен и заселен, то шансов на расселение жильцов мало. Поскольку стройка согласована Росавиацией, то в суде надо оспаривать это разрешение, указывает управляющий партнер фирмы «Юрпартнеръ» Антон Толмачев. Теоретически сами дольщики тоже могут в суде потребовать вернуть их средства с аргументами, что застройщик ввел их в заблуждение, но эти сценарии маловероятны, рассуждает он. Так, «Домодедово» с 2016 г. оспаривает в суде разрешение Росавиации на строительство, иск еще не рассмотрен арбитражем Мособласти.