В ресторанах братьев Васильчуков и Аркадия Новикова теперь можно работать

В Москве запускается новая сеть коворкингов в объектах общепита
Наличие еды может быть дополнительным плюсом для коворкингов, но вряд ли станет решающим фактором при выборе площадки / Андрей Гордеев / Ведомости

В Москве запущен новый проект Foodworking, который предполагает организацию рабочих мест в ресторанах. Об этом «Ведомостям» рассказала его сооснователь Татьяна Шараева, которая ранее руководила сетью гибких офисов Meeting Point, а сейчас является президентом Национальной ассоциации офисных операторов и коворкингов (НАОК). По данным «СПАРК-Интерфакса», основной учредитель ООО «Фудворкинг» – Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга Restart Vasilchuk Brothers (Vasilchuki Chaihona № 1, Burger Heroes, Plove Berry и проч.), ему принадлежит 60% компании. Остальное – у Шараевой, гендиректора НАОК Рафаила Гайнатуллина, а также бизнесменов Игоря Золотухина и Юрия Назарова.

Первые партнеры Foodworking – принадлежащая «Сберу» платформа «Сберфуд», а также ресторанные группы Restart Vasilchuk Brothers и Novikov Group, говорит Шараева. Их представители эту информацию подтвердили.

Управляющий директор Food Tech «Сбера» Яна Песоцкая уточняет, что технологии «Сберфуда» и интегрированного с ним сервиса «Афиша.Рестораны» будут использоваться в проекте в качестве платформы для осуществления бронирования.

Рабочие места, по словам Шараевой, уже появились в 10 ресторанах, среди них «Чайхона № 1», «Чайхона № 1 Easy», Ruski, а также кафе «Чайковский». Какое количество точек планируется открыть в рамках проекта Foodworking, она не говорит, сообщив, что его участники никаких ограничений для себя не ставят, а новые рестораны будут подключаться к нему практически каждую неделю. Так, в ближайшее время к проекту присоединится «Кофемания», а также сеть ресторанов азиатской кухни. Представитель «Кофемании» на запрос не ответил.

31 660

рабочих мест на данный момент есть в коворкингах и гибких офисах в Москве, по данным JLL. Из них 27 050 мест находится под управлением сетевых операторов. Доля вакантности в этом сегменте сейчас составляет 25%. Всего на территории российской столицы работает 188 гибких офисов и коворкингов. Они занимают 1,2% рынка офисной недвижимости Москвы. Для сравнения: в Варшаве этот показатель составляет 3,6%, в Амстердаме – 6,3%, а в Лондоне – 7,1%. Еще меньшая доля у коворкингов – около 1% – в Санкт-Петербурге. Там пока есть только 3740 рабочих мест.

Во всех ресторанах, которые участвуют в проекте, рабочие места будут оборудованы всей необходимой инфраструктурой: розетками, канцелярскими принадлежностями, принтером, доступом в интернет. Из информации на сайте Foodworking следует, что забронировать такие места можно только в рабочие часы – до 18.00.

Формат Foodworking интересен как рестораторам, так и их клиентам, уверяет Шараева. Первые, по ее словам, получат возможность использовать залы ресторанов, традиционно не загруженные в определенные часы, например банкетные, а вторые получат комфортное рабочее пространство. Проект позволит рестораторам компенсировать потери, которые они несут во время пандемии, соглашается управляющий директор Novikov Group Диляра Макарова. Она напоминает, что из-за удаленного режима работы продажи ресторанов холдинга во время обеденного перерыва сократились более чем на 20%. Это подтверждает и Васильчук. «Конечно, мы хотим увеличить выручку своих ресторанов, есть так называемые мертвые часы, когда гостей мало, поэтому их площади можно использовать под Foodworking», – заявил он «Ведомостям».

Платить за рабочие места в ресторанах клиенты нового проекта не будут, достаточно внести депозит, который пойдет на заказ блюд в ресторанах. К примеру, в «Чайхоне № 1 Easy» он составит 700 руб. за человека, в Vasilchuki Chaihona № 1 – 1000 руб., в «Чайковском» – 1500 руб., а в ресторане Ruski – 2000 руб.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка по-разному оценивают перспективы Foodworking. Так, управляющий партнер Knight Frank Алексей Новиков называет решение запустить такой проект именно сейчас своевременным. До пандемии, по его словам, формат, вероятно, был бы менее востребован, поскольку в рестораны, особенно такого уровня, как у Novikov Group, приходят в первую очередь за определенной кухней и соответствующим антуражем, а внедрение элементов офисной жизни вряд ли положительно сказалось бы на их имидже. «Однако в тех жестких ограничениях, в которых сегодня находится общепит, когда ему приходится буквально выживать, такой проект – шанс на сохранение бизнеса», – резюмирует Новиков. Он напоминает, что многие рестораны используются посетителями как место для работы уже не первый год. В центре Москвы, по его словам, есть заведения, в которых традиционно проводятся важные деловые встречи, при этом в зависимости от ресторана в нем можно встретить определенные группы состоятельной аудитории, например чиновников, банкиров и т. д. Если с Foodworking получится сохранить таких гостей, а также привлечь новых, то это может принести дополнительную выручку участникам проекта, полагает Новиков. А вот заместитель директора отдела исследований рынка CBRE Маргарита Кабалкина считает формат Foodworking рискованным.

«В ситуации напряженной эпидемиологической обстановки альтернатива работать в местах скопления других людей, например в кафе, выглядит неоднозначной», – говорит она. Более того, по ее словам, пока правительство Москвы позволяет находиться на рабочих местах 70% сотрудников компаний, то, в принципе, можно работать из более тихого и оборудованного места в офисе. Наличие еды может быть дополнительным плюсом для коворкингов, но вряд ли станет решающим фактором при выборе площадки, добавляет руководитель отдела услуг корпоративным клиентам компании JLL Екатерина Белова. Она считает, что клиенты будут прежде всего ориентироваться на месторасположение рабочего места, а также на стоимость услуг.

Foodworking – не единственный проект, который предполагает организацию рабочих мест не в классических бизнес-центрах. Входящая в девелоперскую компанию Capital Group сеть коворкингов Business Club в этому году объявила о запуске сервиса Home Office. Компания рассчитывает к началу 2021 г. открыть более 250 гибких офисов, в том числе в отелях и ресторанах. Среди ее партнеров – гостиничные сети Accor, Marriott, InterContinental и проч.