В Минобрнауки объяснили сбор данных общавшихся с иностранцами ученых

Замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский объяснил сбор данных общавшихся с иностранцами сотрудников Российской академии наук (РАН) необходимостью планировать мероприятия. Как сообщили 21 ноября «Ведомости», Минобрнауки направило в научные организации РАН письмо с требованием собрать поименный список участников всех международных научных мероприятий за 2023 г.

Могилевский подчеркнул, что сбор сведений об участниках международных научных мероприятий с российской стороны проводится не впервые. «План конгрессно-выставочных мероприятий формируется Минобрнауки ежегодно, с той же периодичностью осуществляется и оценка его реализации», – сказал Могилевский «Ведомостям». Сбор данных осуществляет департамент международного сотрудничества: к примеру, в 2022 г. подведомственными организациями была предоставлена информация о более чем 3000 международных мероприятий. «Эти статистические сведения необходимы Минобрнауки для того, чтобы принимать управленческие решения – концентрировать усилия на тех направлениях, по которым работа ведется недостаточно активно, или, наоборот, выявлять те случаи, в которых тематически схожие мероприятия проводятся различными подведомственными организациями параллельно, дублируя друг друга», – пояснил Могилевский.

Замминистра также отметил, что запрашивалась информация не обо всех участниках международных научных мероприятий, а исключительно о «наиболее значимых из них как с российской, так и зарубежной сторон», что позволяет «объективно оценить уровень площадки, понять, насколько востребованной она оказалась». «Ни каких дополнительных ограничениях, якобы налагаемых на подведомственные организации в части определения направлений научного международного сотрудничества, разумеется, речь не идет», – резюмировал он.

Как писали «Ведомости», в институтах РАН действительно уже много лет существовала практика ежегодного отчета в Минобрнауки о работе ученых, в частности к отчетам прикладывали программы конференций. «Программы предварительные, т. е. бывает так, что на них кто-то заявлен – и он не приехал. Подобных пофамильных отчетов институты никогда ранее не писали: какие конкретные люди куда ездили и сколько иностранцев там было», – пояснил «Ведомостям» сотрудник одного из институтов Сибирского отделения РАН.