Как интернет оставил без заработка звукозаписывающие компании


В октябре 2007 г. британская группа Radiohead выложила альбом In Rainbows в интернет и предложила каждому: «Заплати сколько хочешь» (pay as you want). Этот ход популярных рокеров взбаламутил весь музыкальный мир. Ломалась устоявшаяся бизнес-модель, ключевую роль в которой играли лейблы (крупные звукозаписывающие компании). Radiohead взяла и извлекла их из цепочки по доставке аудиоконтента к потребителю. При фактически нулевой стоимости дистрибуции (музыкальные файлы просто выложили в сеть) группа сумела заработать на распространении альбома, по разным оценкам, до $3 млн и создала новую модель работы – Street Performer Protocol (SPP), «протокол уличного музыканта».

Минувшие с тех пор два года не прошли впустую. Компания Polyphonic, организованная при участии менеджера Radiohead, пообещала инвестиции молодым музыкантам, не подписавшим контракт ни с одним из крупных лейблов. Некоторые популярные исполнители создали собственные лейблы, дабы не делиться прибылью с посредниками (ранее музыкантам доставалось не более 30% доходов от продаж их композиций). Появилось множество компаний-«прослоек», удачно эксплуатирующих тему революции в продаже музыки. Интернет-сервис Kroogi собрал под своими знаменами всех, кто готов распространять продукты своего творчества на принципах добровольных пожертвований. Процесс, кажется, пошел.

Лейблы и сами начали реагировать на происходящее. В ноябре 2008 г. EMI создала специальное подразделение, предоставляющее услуги музыкантам, не подписавшим контракт с лейблом.

Музыканты Radiohead, запустившие обратный отсчет времени, оставшегося лейблам, получили вполне осязаемую материальную отдачу. Все их шаги были продуманы: композиции в интернете выложены в низком качестве, предложена возможность заказать коллекционное издание на CD...

Но два года прошли, и маркетинговый эффект для британской группы стал угасать. Хотя запущенный ею процесс, как говорится, пошел: за последний год, по данным Nielsen, продажи альбомов на физических носителях уменьшились на 20%, а продажи отдельных треков в цифровом формате выросли на 27%. Менеджерам Radiohead настала пора снова заявить о себе. И вот в августе 2009 г. группа объявила, что отказывается от формата альбомов и будет выпускать композиции в виде отдельных синглов. А буквально пару дней назад – о скором начале работы над новыми песнями, которые появятся, конечно, в интернете. Похоже, британцы решили не просто сломать музыкальную «берлинскую стену», но еще и неплохо заработать на ее обломках. Причем дважды!