Microsoft перешла на рублевые цены

Скоро Microsoft начнет рассчитываться с российскими партнерами-дистрибуторами в рублях вместо долларов. Крупные зарубежные поставщики электроники давно перешли на российскую валюту

Microsoft

производитель софта. Крупнейшие акционеры – основатель Билл Гейтс (7,1%) и гендиректор Стив Баллмер (4%). Капитализация – $244,4 млрд. выручка (финансовый год, завершившийся 30 июня 2010 г.) – $62,48 млрд. чистая прибыль – $18,76 млрд.

С 1 марта 2011 г. Microsoft переходит на цены в рублях, сообщил ее президент в России Николай Прянишников. Это касается продуктов, которые обеспечивают 80% продаж корпорации в России, в том числе операционной системы Windows и пакета программ Microsoft Office. По-прежнему в долларах будут номинированы цены на системы управления предприятием (ERP-системы) и ПО, предустановленное в готовые компьютеры. Цена каждого продукта будет пересчитана по специальному курсу – от 29 до 33 руб. за доллар. В результате поставки ПО для корпоративных клиентов в рамках долгосрочных контрактов, возможно, незначительно подорожают (например, Microsoft Visual Studio), зато софт, продаваемый в рознице, может даже подешеветь, прогнозирует Прянишников.

Основной причиной перевода прайс-листов в рубли Прянишников называет заботу о российских партнерах (их у Microsoft 9500): компания хочет минимизировать их риски, связанные с колебаниями курсов валют. Фактически, говорит Прянишников, Microsoft взяла риски партнеров на себя; ее же собственные риски сейчас захеджированы по ставке около 10%.

Microsoft не единственная технологическая компания, рассчитывающаяся с российскими партнерами в рублях. Еще в 2007 г. на рубли перешла корейская Samsung – как раз тогда она начала самостоятельно ввозить в Россию продукцию. Сейчас Samsung выпускает телевизоры и в России (Калужская обл.), которые, само собой, тоже поставляются партнерам за рубли, говорит представитель Samsung Марат Ракаев. Тайваньский производитель Acer начал выставлять дистрибуторам рублевые счета в разгар кризиса, в начале 2009 г., после того как рубль подешевел на 40%, рассказывает руководитель российского офиса Acer Глеб Мишин, это позволило дистрибуторам продолжать бизнес и снизило их будущие валютные риски. Но среди крупных зарубежных поставщиков софта Microsoft – первый, внедряющий в России подобную практику, указывает гендиректор интернет-магазина софта Softkey Феликс Мучник.

Президент дистрибутора ПО Mont Дмитрий Москалев рад действиям Microsoft: во время кризиса из-за волатильности рубля партнеры американской компании теряли на долгосрочных контрактах, для исполнения которых приходилось покупать ПО за доллары, до 30% выручки, говорит он. Переход на рубли не скажется на стоимости ПО, но застрахует финальную выручку партнера, уточняет Мучник из Softkey. Руководитель отдела программных решений дистрибуторской компании Treolan (входит в группу «Ланит») Владимир Карпенко не ожидает мгновенного роста выручки, но полагает, что в долгосрочной перспективе шаги, предпринятые Microsoft, приведут к росту бизнеса ее партнеров. Правда, дистрибуторам придется переоформлять прямые контракты и менять формы внешнеторговой сделки, предупреждает Карпенко: платеж в рублях за пределы России пока еще нельзя назвать отработанной операцией. «Такой схемы, которую предлагает Microsoft, – платеж в рублях нерезиденту за пределы РФ – нет ни у кого из наших партнеров», – замечает он.

Если рубль будет укрепляться, то перспективы Microsoft по увеличению долларовой выручки очевидны, констатирует Мучник. Если же рубль упадет, то корпорация может понести потери. По словам Прянишникова, смена доллара на рубли сама по себе выручку Microsoft не увеличит. Но снижение рисков будет способствовать расширению партнерской сети, а значит, и увеличению продаж продуктов Microsoft, надеется он.