Недоверие абонентов снижает продажи мобильного контента

Аналитики по рынку мобильного контента констатировали очевидный факт: абоненты сотовых операторов все менее охотно покупают у контент-провайдеров их товар - мелодии, картинки и разного рода подписки. Всего за два года темпы роста этого рынка в России сократились вдвое - до 21% в 2010 г. (данные AC&M Consulting). Эксперты объясняют это, в частности, обострившейся конкуренцией со стороны таких крупных продавцов контента, как магазины Apple AppStore и Google Android Market. Этому помогает и быстрый рост продаж смартфонов, позволяющих устанавливать приложения из этих магазинов. 

Меня вовсе не удивляет такая динамика. И дело не только в том, что Apple и Google удалось создать более удобную и конкурентную платформу для продажи контента. А в том, что операторы и контент-провайдеры сами себя дискредитировали в глазах своих же абонентов. Наверняка почти каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда заявленная стоимость мелодии или картинки не соответствовала реальной. А sms-сообщение от контент-провайдера содержало ссылку на сайт, где абонент автоматически получал платную автоподписку на контент. Понятно, что юридически операторы и их партнеры себя обезопасили, снабжая рекламу контента незаметными ссылками мелким шрифтом с настоящими условиями покупки. А после нескольких лет жалоб и скандалов операторы даже стали предупреждать о действительной стоимости услуг.

Но ложечки, как говорится, нашлись, а осадок остался. Тем более что партнеры операторов и партнеры партнеров операторов (а за них, естественно, оператор ответственности не несет) становились все более креативны. Все помнят, как по интернету начали распространяться вирусы, блокирующие компьютер. За разблокировку пользователям предлагалось заплатить мзду - конечно же, с помощью sms. Вряд ли традиционные платежные системы позволили бы пропустить через себя такие потоки мошеннических денег. Бороться с мошенничествами операторы начали лишь в конце 2009 г., и это сразу отразилось на их доходах. Например, выручка МТС от контент-услуг сократилась в I квартале 2010 г. на 13%.

Так что неудивительно, что абоненты все чаще обращаются к таким платформам, как AppStore и Android. И число конкурентов растет - свои магазины приложений запустили Microsoft, Blackberry, Samsung. Они предлагают не только намного больший выбор приложений, но и понятную и, главное, прозрачную систему продаж. Если с вас просят $0,99 за игру Angry Birds, то не возьмут ни центом больше. Другое дело, что разработчики приложений тоже бывают креативны и используют разные способы накрутки, чтобы возглавить рейтинги магазинов. Например, Apple как-то удалила из AppStore около 1000 приложений, раскрученных ненадлежащими методами. Так что главный совет операторам, которые сейчас сами взялись за создание магазинов приложений, - более тщательно выбирать партнеров и строго контролировать то, что эти партнеры пытаются продать их абонентам. Может, тогда и доверие вернется.