Как нажиться на российских инновациях

Российские инновации дали в американской Кремниевой долине неожиданные всходы. Вдохновленные Дмитрием Медведевым жители долины зазывают русских на платную стажировку в Стэнфорде (о которой сам Стэнфорд даже не слышал) и дерутся за право провести конференцию в рамках Российской инновационной недели

Американская компания Silicon Valley Innovation Center (SVIC) под эгидой Американской бизнес-ассоциации русскоговорящих профессионалов (AmBAR) в начале сентября предложила россиянам стажировку в Стэнфордском университете. Срок – неделя, стоимость – $12 000 (включая дорогу, проживание и даже iPad 2). Свои объявления американцы разместили, в частности, на сайтах Global CIO, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций Москвы и Союза ИТ-директоров России. Там указывалось, что стажировка сертифицирована Стэнфордом и предусматривает встречи с представителями Стэнфордского центра лицензирования и трансфера технологий, Стэнфордской программы технологических венчуров, Стэнфордской программы по регионам инноваций и предпринимательства. По окончании стажировки был обещан сертификат Стэнфордского университета.

Университет не связан с этой стажировкой, не собирается выдавать никаких сертификатов и предпринял определенные шаги, чтобы быть уверенным, что ни у кого не создастся впечатления, что Стэнфорд подписывается под этой программой, заявил «Ведомостям» старший юрисконсульт Стэнфордского университета Лорен Шоенталер. Упоминание Стэнфорда не было согласовано с университетом и было ошибкой, признает президент AmBAR и SVIC Андрей Кунов. Они сказали, что для использования названия университета и даже его фотографии надо заключить с ним договор, рассказывает Кунов, мы выполнили требования Стэнфорда – убрали упоминания о нем из рекламы – и теперь будем пытаться заключить с университетом договор.

AmBAR получила известность после того, как организовала приезд в Россию в мае 2010 г. представителей самых известных венчурных фондов Кремниевой долины – Accel Partners, Bessemer Venture Partners, Index Ventures и др. Они встречались тогда с председателем правления «Роснано» Анатолием Чубайсом и российским президентом Дмитрием Медведевым, рассказавшим им об идее инновационного центра в Сколкове, а после поездки в открытом письме Медведеву поддержали его «намерения в отношении развития предпринимательства и частного бизнеса в России». А через месяц, в июне 2010 г., AmBAR уже в Америке помогала Медведеву встретиться с выходцами из России, работающими в Кремниевой долине.

После работы на высшем уровне в AmBAR произошел раскол, в результате которого из ассоциации ушли ее президент Анна Дворникова и директор Стас Хирман. «После того как мы подняли AmBAR на такой высокий уровень, что дошли до президента и принимали его в Кремниевой долине, отдельные члены совета директоров поняли, что на этом можно нажиться. Когда такое началось, мы решили уйти», – объясняет Дворникова.

«Это не так, она обвиняет нас в том, о чем у нас был конфликт с ней, – не согласен Кунов. – По американским законам, если у членов совета директоров есть бизнес-заинтересованность в том, что происходит, они должны предупредить об этом других членов <...> И основная проблема конфликта была в том, что совет директоров не был в курсе того, что происходило на коммерческой основе внутри AmBAR». Что именно происходило, он уточнить отказался.

Сейчас старое и новое руководство AmBAR ссорится уже из-за конференции Silicon Valley Open Doors (SVOD), которая должна пройти в конце ноября в Кремниевой долине в рамках Российской инновационной недели. Дворникова и AmBAR не поделили бренд SVOD. «Кунов решил незаконно воспользоваться моей зарегистрированной торговой маркой SVOD, чем как Кунов, так и AmBAR нарушают права на мою интеллектуальную собственность», – жалуется Дворникова. «По американским законам правом на бренд обладает не тот, кто зарегистрировал его, а тот, кто впервые использовал», – возражает Кунов. А в 2005 г. в пресс-релизе о первой конференции SVOD говорилось, что ее проводит именно AmBAR, объясняет он. Дворникова, по его словам, удалила эту информацию с сайта, однако в веб-архиве релиз сохранился, радуется Кунов.

Конфликт между бывшим и нынешним руководством AmBAR привел к тому, что и сама конференция SVOD оказалась под вопросом. Один из устроителей Российской инновационной недели – «Роснано» отозвала свой логотип с сайта AmBAR, говорит Дворникова. Узнав от руководства AmBAR о возникновении «юридических вопросов», «Роснано» приняла решение воздержаться от участия в публичных мероприятиях, проводимых этой организацией, подтверждает представитель «Роснано».