Дальний Восток готовится к дефициту моторного топлива

Ремонт путей грозит дефицитом бензина на Дальнем Востоке – Комсомольский НПЗ загружен только на три четверти
Д.Гришкин

НПЗ сегодня потребляет 16 900 т нефти в сутки, подсчитал гендиректор InfraNews Алексей Безбородов, а нормальная загрузка –23 000 т. Региону грозит дефицит топлива, предупреждает аналитик БКС Андрей Полищук.

Сейчас большая часть нефти на завод идет через нефтеперевалочный комплекс в Уяре (мощность – 9,7 млн т в год), где из трубопровода она перегружается в цистерны. В сентябре до НПЗ из Уяра не доехало 64 000 т нефти, которые «Роснефть» попросила загрузить обратно в систему «Транснефти». Монополия согласилась, но предупредила, что в октябре «Роснефть» сможет поставить в систему на те же 64 000 т меньше нефти. Терминал загружен только на 60%, говорит представитель группы ЕСН (владеет Уяром).

В августе поставки нефти на Комсомольский НПЗ «Роснефти», по данным ЦДУ ТЭК, упали почти вдвое – до 343 100 т против 640 000 т в июле. Причина – проблемы с логистикой на РЖД, объяснили «Ведомостям» люди, близкие к «Роснефти» и «Транснефти».

Летом РЖД начала плановый ремонт путей в районе Комсомольска-на-Амуре, объясняет представитель монополии, были ограничены поставки, в том числе и на Комсомольский НПЗ. Сейчас поставляется 260 вагонов нефти в сутки – технологический минимум, говорит он.

Человек, близкий к «Роснефти», говорит, что график восстановления поставок уже согласован с РЖД. Ремонтные работы кончатся 15 октября, обещает представитель РЖД.

Уяр предназначался для снабжения Комсомольского и Хабаровского (НК «Альянс») НПЗ, а с 2006 г. – и для поставок в Китай. Терминал планировалось закрыть в конце 2010 г., когда труба дотянулась до Китая (нефтепровод Сковородино – Мохэ), а поставки на НПЗ вести с другого терминала на ВСТО – Мегеты. Но местные власти настояли на продолжении работы терминала Уяра: без работы могли остаться 312 человек. В 2010 г. перевалка 1 т нефти на Уяре стоила 218 руб., в этом году – 138,7 руб.; на Мегете сейчас – 49,3 руб. за 1 т.

«Роснефть» рассчитывает, что в дальнейшем нефть на Комсомольский НПЗ пойдет через ВСТО-2. Квоты уже распределяются, но «Роснефть» в этом процессе не участвует, говорит человек, близкий к «Транснефти». Переговоры с «Транснефтью» ведутся, уверяет сотрудник «Роснефти», но до обсуждения объемов прокачки пока далеко: компании обсуждают, кто будет финансировать строительство и впоследствии владеть отводом от ВСТО до НПЗ.