МТС может вернуться в Туркмению

С конца 2010 г. лицензия местной "дочки" оператора приостановлена туркменским министерством связи; ущерб и недополученная прибыль превосходят $855 млн
Д.Абрамов/ Ведомости

Российская МТС возобновляет работу в Туркмении, сообщили агентства "РИА Новости" и "Прайм" со ссылкой на туркменское телевидение, транслировавшее выступление председателя совета директоров АФК "Система" Владимира Евтушенкова (АФК контролирует 52,8% акций МТС). "Я рад тому, что сегодня (2 мая. – "Ведомости") стороны достигли соглашения о возобновлении работы компании МТС в Туркменистане", - сказал Евтушенков журналистам после переговоров с президентом страны Гурбангулы Бердымухамедовым. "Полтора года назад в связи с истечением срока контракта <...> МТС прекратила свою работу в Туркменистане, что отрицательно сказалось на работе компании", – добавил он.

В свою очередь информационное агентство "Туркменинформ" сообщило, что президент Туркменистана встретился с Евтушенковым и обсудил "перспективы сотрудничества в сфере связи и коммуникаций". "Глава государства и его гость отметили наличие возможностей для возобновления деятельности российского сотового оператора МТС, приостановленной в декабре 2010 г.",- говорится в сообщении.

АФК "Система" и правительство Туркменистана находятся в переговорах, но никаких договоренностей, оформленных документально, пока нет, добавляет близкий к АФК источник.

МТС пришла в Туркмению в июне 2005 г., купив местную компанию Barash Communications Technologies, Inc. (BCTI). Тогда же она заключила договор с местным министерством связи, по условиям которого BCTI должна была ежегодно перечислять в бюджет республики помимо налогов 20% чистой прибыли. На конец 2010 г. у МТС было 2,42 млн абонентов в Туркмении, по этому показателю она серьезно превосходила единственного конкурента – государственного сотового оператора "Алтын асыр". За пять лет МТС инвестировала в Туркмении свыше $250 млн. И хотя с точки зрения доходов туркменский бизнес был для МТС не очень крупным (в 2010 г. выручка ее местной "дочки" составила $207,6 млн – всего 1,8% от консолидированной выручки МТС), по рентабельности OIBDA он был лидером (в 2010 г. – 61,5%).

Однако в конце 2010 г. туркменское министерство связи приостановило действие лицензии BCTI сроком на месяц, а после отозвало ее окончательно. Туркменское министерство мотивировало это прекращением срока действия пятилетнего договора с МТС. Также регулятор обязал BCTI расторгнуть контракты с абонентами, провести с ними взаиморасчеты и демонтировать все оборудование. Кроме того, МТС была вынуждена прекратить действие соглашений о межоператорском сотрудничестве с государственными телекоммуникационными компаниями Туркмении.

МТС сразу же оспорила действия министерства в Международном арбитражном суде при Международной торговой палате в Женеве и в арбитражном суде Туркмении (решений по этим искам еще нет, говорит представитель МТС). А пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков пообещал, что правительство России примет меры по защите интересов МТС. В отчетности за IV квартал 2010 г. МТС списала $137,8 млн убытков от обесценивания активов и расходов на приобретение BCTI.

Общий же ущерб МТС от приостановки деятельности в Туркмении, включая недополученную прибыль будущих периодов, был определен независимым оценщиком в $855 млн. Почти весь прошлый год МТС вела переговоры с туркменской стороной: в ноябре 2011 г. ее президент Андрей Дубовсков говорил "Ведомостям", что компания "по-прежнему работает над урегулированием спора", но "это процесс не одного дня".

Представитель МТС Валерия Кузьменко не комментирует ситуацию, связаться с минсвязи Туркмении пока не удалось.