Google обошла «Яндекс» по росту российской выручки

По рентабельности российская «дочка» всемирного поисковика пока уступает
AFP

Выручка российской «дочки» Google - ООО «Гугл» по РСБУ в 2011 г. составила 6,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с уровнем предыдущего года на 80%. Это следует из отчетности компании, опубликованной в базе данных «СПАРК-Интерфакс». Чистая прибыль прибавила 70% и достигла 633,6 млн руб. - таким образом, рентабельность российской «дочки» Google по этому показателю составила всего 9,3%.

Консолидированная выручка всей Google за 2011 г. (US GAAP) увеличилась на 29,3% до $37,9 млрд, чистая прибыль - на 14,5% до $9,74 млрд, а рентабельность по чистой прибыли составила 25,7%.

В России Google - главный конкурент крупнейшего поисковика рунета «Яндекса». В течение 2011 г. доля Google в количестве обработанных ею поисковых запросов рунета постепенно росла, в основном за счет «Яндекса». По данным счетчика интернет-статистики Liveinternet.ru, с января 2011 г. по январь 2012 г. доля Google выросла на 4 п. п. до 25,9%, а «Яндекса» - сократилась на 4,8 п. п. до 59,6%.

Выручка «Яндекса» по РСБУ выросла в 2011 г. (данные «СПАРК-Интерфакса») чуть меньше, чем у Google, - на 61,8% до 21,3 млрд руб., а чистая прибыль - на 46% до 6,56 млрд руб. Примерно такие же темпы роста этих показателей показывает и консолидированная отчетность Yandex N.V. (зарегистрированная в Нидерландах материнская компания «Яндекса»): выручка выросла на 60%, чистая прибыль - на 51%.

Получается, что Google росла в России быстрее «Яндекса». Правда, сравнивать их доходы впрямую нельзя, предупреждал ранее «Ведомости» менеджер одной из интернет-компаний: у Google имеется статья доходов, отсутствующая в выручке «Яндекса», - доходы от материнской компании (американской Google). В отчетности Google эта статья четко не выделена, там указывается лишь, что контекстная реклама (являющаяся основным источником доходов «Яндекса») на собственных сайтах Google обеспечила 69% прошлогодней выручки компании, на сайтах партнеров - 27%, а «прочие доходы» составили 4%.

Доля «Яндекса» на российском рынке контекстной рекламы в 2011 г. если и сократилась, то не более чем на 1 п. п., говорит аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина. Значит, Google «отъедала» долю рынка в денежном выражении в основном у других его участников; кроме того, у компании могли быть нерекламные доходы, соглашается она.

При этом рентабельность российского ООО «Гугл» по чистой прибыли в 2011 г. оказалась на порядок ниже, чем у «Яндекса», - 9,3% и 30,8% соответственно. Причиной тому могут быть более высокие, чем у «Яндекса», затраты Google на продвижение своих продуктов и сервисов в России, считает Лепетухина. В частности, в 2011 г. американская компания активно рекламировала на российских телеканалах голосовой поиск для мобильных устройства, картографический сервис и собственный веб-браузер Chrome.

Оперативно получить комментарии у представителей «Яндекса» и Google не удалось.