"Ростелеком" отложил конкурс на управление розницей

Сделка, в результате которой крупнейший сотовый ритейлер страны «Евросеть» должен быть поделен между «Вымпелкомом» и «Мегафоном», может повлиять на планы других участников рынка. «Ростелекому», который хочет доверить управление своими монобрендовыми салонами кому-то из независимых ритейлеров, возможно, придется выбирать между «Связным» и региональными игроками
Д. Абрамов

Пока не ясно, сможет ли «Евросеть» участвовать в тендере после того, как 50% ее уставного капитала отойдут структурам Алишера Усманова и «Мегафону», – возможно, «с этим возникнут проблемы», объясняет один из собеседников «Ведомостей». Но тогда прежний план теряет смысл: участвовать в тендере сможет лишь «Связной» (3200 салонов в России). Поэтому сейчас «Ростелеком» думает о том, чтобы сделать тендер региональным и дать возможность поучаствовать в нем локальным сетям, добавляет второй менеджер.

Еще год назад президент «Ростелекома» Александр Провоторов обещал провести среди крупнейших сотовых ритейлеров тендер на передачу им в управление своей монобрендовой сети салонов. Тем не менее тендер до сих пор откладывался. Компания пересматривает условия конкурса в связи с тем, что у «Евросети» – одного из двух крупнейших сотовых ритейлеров (более 5000 российских салонов) – может поменяться структура владения, объясняют два менеджера, близких к оператору.

Если бы тендеры объявлялись «прямо завтра», то «Евросеть» участвовала бы в них, говорит источник в компании. Но он не исключает, что после смены собственника («Мегафон» и структуры Усманова планируют выкупить 50% у Александра Мамута) вектор развития ритейлера изменится, так что «действительно непонятно, будет ли интересно участие в подобном тендере компании в этом случае».

«Связной», по словам его представителя Елены Ноготковой, по-прежнему планирует участвовать в тендере «Ростелекома».

Частичный вывод монобрендовых салонов в аутсорсинг все еще в планах «Ростелекома», говорят официальные представители оператора. Они подтверждают намерение компании провести региональные тендеры и обещают, что это произойдет уже в конце 2012 г. Президент «Евросети» Александр Малис от официальных комментариев отказался.

О планах «Ростелекома» строить собственную федеральную розничную сеть, а первые 14 флагманских салонов связи открыть до конца марта 2012 г. рассказывал в сентябре 2011 г. коммерческий директор компании Павел Зайцев. Во время реформы госхолдинга «Связьинвест», когда его «дочки» были объединены на базе «Ростелекома», последний получил около 2500 точек продаж. Из них 700 «Ростелеком» намеревался оставить себе, а остальное – передать в управление одному из сотовых ритейлеров. Переговоры велись со «Связным» и «Евросетью». «Евросеть» даже сообщала об этом в проспекте для инвесторов, подготовленном в преддверии IPO (планировалось на весну 2011 г., но было отменено). Одним из основных критериев выбора партнера для «Ростелекома» будет средняя стоимость привлечения абонента, предложенная участниками тендера, говорят собеседники «Ведомостей».

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, на рынке сотовой розницы не осталось крупных региональных ритейлеров, которые могли бы заинтересовать «Ростелеком». Если они и есть, то в отдельных городах-миллионниках, считает преподаватель Академии народного хозяйства при правительстве, бывший вице-президент «Евросети» по маркетингу Владимир Богданов.