Оpera Software запускает музыкальный проект специально для России

Норвежский разработчик браузера Opera Software запускает музыкальный сервис специально для России – одного из ключевых для этой компании рынков

Opera заинтересована в запуске сервиса с российскими мобильными операторами напрямую и ведет с ними переговоры о том, чтобы включить использование этого сервиса в их тарифные планы, говорит Зиновьев. Оператор, запустивший сервис первым, получит максимальный эффект, так как привлечет молодежную аудиторию, на которую и рассчитан сервис, полагает он. МТС изучает предложение Opera, говорит представитель МТС Валерия Кузьменко, но в интернете много возможностей бесплатного доступа к музыке, так что партнерство требует тщательного анализа коммерческих условий. «Вымпелком» всегда готов обсуждать интересные для абонентов возможности, передала «Ведомостям» его вице-президент Ольга Турищева. Правда, «Вымпелком» уже сотрудничает с Google, добиваясь, чтобы его абоненты получили доступ к сервисам Google Play, напоминает она. Представитель «Мегафона» не стал комментировать переговоры с Opera.

Оpera Software запускает музыкальный проект, рассказал «Ведомостям» ее директор по развитию бизнеса в России и СНГ Артем Зиновьев. Ориентирован он будет на пользователей мобильного браузера Opera Mini для смартфонов и обычных мобильников, хотя пользователям других браузеров тоже будет доступен. Работать сервис будет по модели подписки: примерно за 150 руб. в месяц можно будет без ограничений скачивать музыку из каталога, насчитывающего более 2 млн записей – как российских, так и зарубежных правообладателей. Лишь пользователи iPhone не смогут скачивать музыку (из-за ограничений операционной системы iOS), но смогут слушать ее в режиме стриминга.

Россия – один из ключевых рынков для Opera (см.врез). Поэтому сначала сервис заработает в России, а уже потом, если он окажется востребованным здесь, Opera начнет работать над его запуском в других странах, рассказывает Зиновьев.

Техническое обслуживание музыкального магазина Opera и очистку авторских и смежных прав берет на себя ее глобальный партнер – Rights Communications (входит в группу компаний «Ириком»). Бизнес-модель проекта основана на разделении доходов, говорит управляющий партнер Rights Communications Николай Окороков. Детали он не раскрывает, но уверен, что проект быстро окупится: «по самым сдержанным прогнозам», к концу 2013 г. у проекта будет не менее 1,5 млн активных пользователей. По словам близкого к участникам этого проекта человека, отчисления сервиса российским лейблам составят 15–25% от стоимости трека, западным – 30–40%, а мобильные операторы, чей биллинг будет выставлять пользователям счета, получат 50%.

Хорошо, что на российском рынке легального контента появляются новые участники, но важно, чтобы их бизнес-модель была выгодна правообладателям, говорит гендиректор «Гала рекордз / EMI» Александр Блинов. Его компания договор с Opera пока не подписала.

Рынок только начал развиваться, продуктов мало, в том числе потому, что у россиян нет привычки скачивать легальную музыку за деньги, говорит руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» (в его каталоге около 4,5 млн записей от 120 правообладателей) Константин Воронцов. Популярность сервисов подписки, по его словам, активно растет во всем мире, именно в этом направлении двигается вся индустрия, но качество сервиса сильно зависит от полноты каталога. Кроме того, такие сервисы требуют инвестиций, которые могут окупиться только в перспективе, предупреждает он.