Музыкальный магазин iTunes со дня на день может заработать в России

Музыкальный магазин iTunes, ранее не доступный для российских пользователей, со дня на день может заработать в России
Bloomberg

Втом, что iTunes вот-вот запустится в России, вчера мог убедиться любой пользователь устройств Apple. Официальный вход в iTunes с российских IP-адресов не работает, но в магазин можно было попасть «с черного хода». Если поискать в музыкальном приложении iOS мелодию или группу, оно, не найдя искомого на самом устройстве, предложит поискать в магазине. После чего пользователь перенаправляется в iTunes – на страничку того исполнителя, которого он искал (в этом убедился корреспондент «Ведомостей»).

Стоимость одной композиции в русском iTunes составляет 15 руб. Это вдвое ниже, чем, например, в американском ($0,99). Целый альбом стоит от 49 до 199 руб. (в зависимости от новизны). Правда, приобрести музыку пока нельзя – при попытке купить система выдает сообщение о том, что покупка невозможна.

По информации одного из партнеров Apple, официальный запуск iTunes был назначен на сегодня – в Россию приехали руководитель iTunes Эдди Кью и директор iTunes Europe Бен Кинг. Но, утверждает другой партнер американской компании, запуск может и не состояться – Apple не удалось полностью «очистить» авторские права на российскую музыку (т.е. договориться со всеми авторами).

Еще два человека в компаниях, сотрудничающих с Apple, слышали, что запуск iTunes теперь запланирован на первую неделю декабря. Apple хочет, чтобы iTunes заработал в России в момент начала продаж новой модели iPhone5, говорят собеседники «Ведомостей». Два источника в операторах связи (именно они завозят iPhone в Россию) ожидают, что iPhone5 начнет продаваться в нашей стране в декабре. Представитель Apple отказался от комментариев.

Права примерно на 25% российского каталога музыки Apple предоставил агрегатор контента Rights Communications, говорит ее управляющий партнер Николай Окороков. Apple также вела переговоры о лицензировании российской музыки с компанией Muz.ru. Но у Muz.ru сейчас нет договора с Apple/iTunes, говорит его гендиректор Сергей Сичкар.

Права на зарубежную музыку Apple получает по глобальным контрактам – либо напрямую с мейджорами, либо с крупными международными агрегаторами, такими как Orchard Music и Beleive, говорит сотрудник крупного западного мейджора. Крупные правообладатели давно работают с iTunes, так что при запуске в какой-либо стране они просто уведомляют свои региональные офисы о расширении каталога на ее территорию, объясняет он. А вот очистить авторские права на российскую музыку сложнее, так как в отличие от западных стран в России нет организации по коллективному управлению правами для интернета, говорит партнер Apple.

Тем не менее Россией уже заинтересовались крупные зарубежные компании. Недавно здесь заработал французский музыкальный сервис Deezer (получивший $130 млн инвестиций от Леонарда Блаватника). Кроме того, в 2013 г. запустить свои сервисы в России могут шведский Spotify и Google Play Music, слышал источник в компании – агрегаторе контента. Свой музыкальный портал запускает норвежский производитель браузеров Opera Software.

Как только запустится iTunes, пользователи iPhone (это 5% всех сотовых телефонов в России) и iPad (20% всех планшетов) будут понемногу покупать музыку, но быстро вспомнят о возможности получить весь контент бесплатно, говорит гендиректор Muz.ru Сергей Сичкар. Он считает, что вряд ли продажи iTunes будут существенными и серьезно отразятся на российском рынке, пока музыка доступна бесплатно и в любом формате.