МТС сокращает розничную сеть

МТС решила оздоровить свою розницу: принято решение закрыть несколько сотен нерентабельных салонов
Д.Гришкин/ РИА Новости

По подсчетам гендиректора Telecomdaily Дениса Кускова, из расчета открытия 350 салонов ротация может обойтись оператору в дополнительные $24,5–42 млн: открытие одного стандартного салона размером 35–40 кв. м обходится в $70 000–120 000. Но МТС не может отказаться от развития собственной розницы, так как на рынке остался лишь один крупный независимый игрок – «Связной», а крупнейшего ритейлера – «Евросеть» – контролируют сейчас конкуренты «Мегафон» и «Вымпелком», говорит Кусков. Возможно, оператору было бы выгоднее передать сеть в чье-то управление, заключает Кусков.

На прошлой неделе совет директоров розничной сети МТС обсудил программу оздоровления своей розницы, рассказал «Ведомостям» человек в совете и подтвердил один из партнеров оператора. По словам обоих, компания планирует до конца года закрыть несколько сотен точек продаж.

Совет директоров направит списки малоэффективных салонов региональным директорам МТС, а те оценят, есть ли шансы увеличить их рентабельность. Если нет, точка закрывается, поясняет человек из совета. МТС полагает, что таких точек, предположительно подлежащих закрытию, – около 700. Но, отмечают собеседники «Ведомостей», до конца 2013 г. также должно открыться около 350 новых салонов.

Менеджер розничной сети МТС рассказывает, что салоны уже довольно активно закрываются, а нерентабельными точки становятся не по причине плохой проходимости или недостаточных продаж, а из-за высоких арендных ставок.

Два года назад «Евросеть» и «Связной» вступили в борьбу за прибыльные места – президент «Евросети» Александр Малис в феврале 2011 г. пообещал перекупить права аренды на 500 самых привлекательных точек «Связного», с тех пор ставки только росли, продолжает менеджер: в некоторых местах ставки возросли вдвое. По его мнению, к концу 2013 г. количество закрытых салонов даже может превысить 700.

Пиар-директор МТС Елена Кохановская говорит, что процесс ротации естествен для розницы и происходит постоянно и что МТС довольна развитием своей сети. В 2013 г., подтверждает Кохановская, часть салонов МТС, которые не будут отвечать требованиям к обслуживанию, посещаемости и продажам, закроется, но будут открываться новые. В целом общее число точек к концу года будет соответствовать количеству на конец 2012 г., настаивает Кохановская: цифра, известная «Ведомостям», не соответствует действительности.

Раньше сотовый ритейлер мог взять качеством сервиса и наличием определенных моделей, но два года назад рынок насытился и ключевую роль стало играть местоположение салона, говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Евросеть» внимательно следит за эффективностью точек, постоянно заменяя менее рентабельные магазины на более рентабельные, рассказывает Малис.

У МТС особая ситуация. Помимо общерыночного повышения арендных ставок сыграли свою роль перестановки в структуре менеджмента оператора, считает Муртазин. У розничной сети МТС трижды за четыре года менялся гендиректор, напоминает аналитик: это приводило к постоянной смене ориентиров, а сеть разрасталась – и не всегда этот рост был оправдан.