ФАС возражает против выдачи LTE-частот «Антаресу» Евгения Ройтмана

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возражает против выделения структурам предпринимателя Евгения Ройтмана частот для развития сетей LTE, опасаясь дискриминации других операторов
Евгений Ройтман уже три года пытается доказать свое право на получение LTE-частот/ А. Махонин/ Ведомости

Не поддерживает выделение частот «Антаресу» и Роскомнадзор, ранее рассказывал «Ведомостям» его сотрудник. Ведомство считает, что компания не использует ресурс, а держит его на перепродажу, отметил он. На согласительном совещании ГКРЧ против выделения частот «Антаресу» выступали и его конкуренты - представители «Вымпелкома» и «Мегафона», рассказывал ранее «Ведомостям» участник этого совещания.

Проект решения Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении компаниям предпринимателя Евгения Ройтмана - «Антаресу», «Арктуру» и «Интегралу» (группа «Антарес») - частот для предоставления услуг LTE в диапазоне 1900-1920 МГц и 1980-2000 МГц противоречит утвержденному ГКРЧ порядку рассмотрения материалов и принятия решений о выделении частот, утверждает в письме руководителю аппарата ГКРЧ Кириллу Степаненко замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин (копия письма есть у «Ведомостей»). По его мнению, выделение частот «Антаресу» может ущемить интересы других участников рынка, в том числе ранее подававших заявки. В диапазоне 1980-2010 МГц (и 2170-2200 МГц) должна быть проведена работа по определению возможности выделения на основе технологической нейтральности частот для сетей третьего и четвертого поколения (UMTS и LTE), также следует из письма. Представитель ФАС входит в состав ГКРЧ с совещательным голосом.

Минкомсвязи, которое формирует повестку заседаний ГКРЧ (министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров является председателем комиссии), ознакомлено с письмом, говорит его представитель.

ГКРЧ планирует рассмотреть вопрос о выделении частот «Антаресу» на своем завтрашнем заседании. У компаний Ройтмана уже есть разрешение использовать частоты 1900-1920 МГц по всей России. Но на них можно построить LTE-сеть не самой распространенной модификации TDD (Time Division Duplex), при которой для приема и передачи сигнала используется попеременно одна и та же полоса частот); устройств, работающих в таких сетях, мало. Поэтому предпринимателю нужны были дополнительные «парные» частоты 1980-2000 МГц, чтобы развивать более популярную технологию LTE FDD (Frequency Division Duplex), где для приема и передачи сигнала используются разные полосы частот.

Впервые группа «Антарес» обратилась в ГКРЧ с заявками на частоты 1980-2000 МГц по всей России еще в середине 2011 г. и тогда же получила нужные согласования от Роскомнадзора, Минобороны и Федеральной службы охраны. Тем не менее ГКРЧ дважды - в декабре 2011 г. и в марте 2012 г. - откладывала рассмотрение заявок «Антареса», тем самым нарушив собственный регламент. Тогда «Антарес» обратился в суд, и тот в марте 2013 г. обязал ГКРЧ рассмотреть заявки группы. Комиссия подчинилась решению суда и в мае 2013 г. заявки рассмотрела, но выдать частоты все равно отказалась. Этот отказ «Антарес» также пытался обжаловать в суде, но первая и вторая инстанции вставали на сторону ГКРЧ. Однако в мае этого года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решения первой и второй инстанций, признав недействительным отказ ГКРЧ. Таким образом, ГКРЧ оказалась вынуждена выделить компаниям Ройтмана частоты вне конкурса, хотя недавно утвержденные правительством правила распределения частот предписывают разыгрывать их на конкурсе.

ФАС выступает за то, чтобы присвоение частот соответствовало действующим нормам, объясняет начальник управления ФАС по транспорту и связи Дмитрий Рутенберг. Порядок выделения полос радиочастот, которым руководствуется ГКРЧ, не допускает частных присвоений частот, а выделение группе «Антарес» частот 1900-1920 МГц и 1980-2000 МГц является именно таким присвоением, отмечает он. Какие операторы ранее подавали заявки на эти частоты, Рутенберг не сообщил. По мнению ФАС, способ исполнения решения суда должен выбираться исходя из существующего порядка принятия решений о выделении частот и не должен приводить к ущемлению прав других лиц. Не снимается вопрос и о применении на этих частотах принципа технологической нейтральности - как для LTE, так и для UMTS, добавил Рутенберг.

«Антарес» подал заявку на частоты 1900-1920 МГц и 1980-2000 МГц и до последнего времени, пока не стало ясно, что компания их все-таки получит, никаких других претендентов на эти частоты не было, отмечает представитель «Антареса». ГКРЧ два года не выдавала компании частоты, что и было, по сути, нарушением антимонопольного законодательства, ФАС же не занималась этим вопросом, продолжает он. Решение суда окончательно и однозначно и призывы к ГКРЧ не выполнить его незаконны, уверен представитель «Антареса».

Существует решение суда, касающееся выделения частот «Антаресу», - оно и станет основанием для рассмотрения ГКРЧ заявки, резюмирует представитель Минкомсвязи.

Обе полосы частот, на которые претендуют компании Ройтмана, непосредственно примыкают к полосам частот, ранее выделенным другим операторам. В частности, к полосе 1965-1980 МГц, доставшейся «Вымпелкому» как победителю конкурса на 3G-частоты еще в 2006 г.

С высокой долей вероятности запуск LTE в этом диапазоне отрицательно повлияет на 3G-сеть «Вымпелкома» из-за проблем с электромагнитной совместимостью, опасается представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. При этом подавляющий объем интернет-трафика десятков миллионов абонентов «Вымпелкома» идет через сеть 3G, отмечает она. Выделение частот компаниям, не предоставляющим пока никаких услуг, не должно влиять на сервисы уже действующих операторов, рассуждает Айбашева. Не лучше ситуация и у СП «Ростелекома» и Tele2, унаследовавшего от «Скай линка» частоты в диапазоне 1920-1935 МГц, рассказывал ранее «Ведомостям» человек, близкий к «Ростелекому».

«Антарес» устроит любой подход, но он должен быть одинаков для всех участников рынка, в том числе в случае с верхними и нижними частотами «Антареса», уверен его представитель. По закону компания, получившая частоты позже, должна обеспечить корректную работу соседа, который получил частоты раньше, объясняет он.