«Ростелеком» стал третьим интернет-провайдером Москвы

«Ростелеком» стал третьим интернет-провайдером Москвы по абонентам. Набирает он их на окраинах, где конкуренция ниже, а также в закромах конкурентов
Денис Абрамов/ Ведомости

К началу сентября «Ростелеком» обслуживал 735 000 пользователей широкополосного интернет-доступа (ШПД) в Москве (включая территории, вошедшие в черту города с 1 июля 2012 г., так называемую новую Москву), следует из данных информационно-аналитического агентства Telecom Daily. Оператор впервые превзошел по этому показателю «Акадо телеком», у которого пользователей было 725 000. С начала III квартала 2014 г. «Ростелеком» приобрел 14 000 новых московских абонентов, а «Акадо» - лишь незначительное количество, следует из статистики Telecom Daily. Эта статистика учитывает абонентов не только самого «Ростелекома», но и его дочернего «Центрального телеграфа», и тех, кого ранее обслуживали «Национальные кабельные сети», влившиеся в «Ростелеком» (бренд Onlime), уточняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

К 1 сентября у «Ростелекома» могло быть 735 000 московских подписчиков ШПД, согласен аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь, а у «Акадо», по его расчетам, 718 000. К концу сентября «Ростелеком» займет в Москве третье, а может быть, даже второе место по количеству абонентов ШПД в Москве, уверен он. Компания быстро набирает абонентов благодаря тому, что начинала строить свою ШПД-сеть на окраинах Москвы, в тех районах, где конкуренция с другими интернет-провайдерами относительно невысока, и предлагает выгодные тарифы, считает Татусь.

Сам «Ростелеком» вчера сообщил о быстром росте числа подписчиков сервиса Onlime (более 600 000 домохозяйств в границах МКАД). Основными причинами он называет переход пользователей от других провайдеров и подключение людей, покупающих жилье в новых многоквартирных домах. Весь этот год «Ростелеком» растет в Москве быстрее рынка, и по итогам III квартала его место на рынке может измениться, не исключает представитель компании Валерий Костарев. Факторами успеха он считает хорошие продажи интернет-доступа в пакете с платным ТВ (на платное ТВ подписалась треть абонентов ШПД), изменение тарифной политики с акцентом на повышение скорости передачи данных, а также то, что еще в 2013 г. «Ростелеком» покрыл оптоволокном практически всю Москву в пределах МКАД.

В декабре 2013 г. «Ростелеком» утвердил обновленную стратегию развития до 2018 г. Ее центральные пункты - как раз ускоренное строительство оптоволокна, усиление конкурентных преимуществ на рынке ШПД, лидерство в сегменте платного телевидения, напоминает Костарев.

Так «Ростелеком» планирует замещать выпадающие доходы от традиционной телефонии, отмечает он.

На доходы и рентабельность «Ростелекома» улучшение позиций в Москве и увеличение количества абонентов повлияет мало, считает Татусь: средний месячный платеж (ARPU) за интернет-доступ в целом по России составляет 340-350 руб. в месяц, а в Москве он на 20-30 руб. ниже. Хотя Москва - крупнейший в России рынок ШПД (в городе живет 14% из 28,5 млн российских подписчиков на эту услугу), времена его роста давно позади: фиксированным доступом в интернет уже пользуется 85% московских домохозяйств, тогда как в среднем по России - 51%, напоминает Татусь. Поэтому в основном в «Ростеле

ком» приходят не новые абоненты, а перебежчики из «Акадо» и других операторов первого и второго эшелона, считает Кусков.

С другой стороны, для их подключения «Ростелеком» использует уже готовые сети, ему не надо их расширять, тем самым увеличивая капитальные затраты, добавляет Татусь.

У «Акадо телекома» традиционно был более высокий ARPU, чем у конкурентов: его абоненты в большинстве своем подписываются не только на ШПД, но на две-три услуги сразу, говорит представитель компании Денис Рычка. По его словам, «Акадо» выбрала курс на удержание абонентов, повышение их качества и лояльности и такая стратегия позволяет поддерживать один из самых высоких показателей рентабельности на московском телекоммуникационном рынке. В 2013 г. рентабельность группы компаний «Акадо» по EBITDA составила около 40%, говорит Рычка, а рентабельность ШПД-бизнеса «Ростелекома» и «Центрального телеграфа» он оценивает в 34 и 26% соответственно. Сам «Ростелеком» этот показатель не раскрывает.