Выручка Mail.ru Group растет за счет «В контакте» и платежей пользователей

Правда, приобретение «В контакте» увеличило расходы за счет обслуживания долга Газпромбанку
Выручка Mail.ru Group росла во многом благодаря социальной сети «В контакте»
Выручка Mail.ru Group росла во многом благодаря социальной сети «В контакте» / Е. Разумный / Ведомости

Выручка Mail.ru Group в первом полугодии 2015 г. выросла на 6,9% по сравнению с тем же периодом 2014 г. до 18,3 млрд руб., следует из данных управленческой отчетности компании. EBITDA увеличилась на 4,5% до 9,1 млрд руб., рентабельность по EBITDA снизилась с 51 до 49,9%. Чистая прибыль группы упала на 10,5% до 5,6 млрд руб. По итогам 2015 г. группа планирует рост выручки на 7-12%.

Миллиард на дата-центр

В мае 2015 г. Mail.ru Group приобрела у основателя «В контакте» Павла Дурова дата-центр «ИЦВА» под С.Петербургом. В сегодняшней отчетности группа сообщила, что сумма этой сделки составила 919 млн руб. Покупка дата-центра позволяет компании быть независимой от третьих лиц, говорится в отчете.

Выручка и прибыль Mail.ru Group оказались ниже прогноза аналитиков, опрошенных «Интерфаксом»: они ожидали выручку компании на уровне 18,4 млрд руб., прибыль – 5,7 млрд руб. Зато по EBITDA и рентабельности результаты группы превзошли ожидания: аналитики прогнозировали их на уровне 8,5 млрд руб. и 46,4%.

Выручка Mail.ru Group росла во многом благодаря социальной сети «В контакте», которую группа контролирует с осени прошлого года. В первом полугодии 2015 г. выручка «В контакте» выросла на 34% до 2,7 млрд руб. Во II квартале 2015 г. выручка «В контакте» увеличилась на 41,4% до 1,4 млрд руб.

Управленческая отчетность отличается от отчетности по МСФО, следует из материалов Mail.ru Group. Так, по МСФО чистая прибыль группы упала не на 10,5%, а более чем вчетверо – с 8,5 млрд руб. годом ранее до 2 млрд руб. Управленческая отчетность может не учитывать ряд факторов - например, изменения валютных курсов, амортизацию активов, обесценение финансовых вложений, бартер и т. п.

Правда, приобретение «В контакте» увеличило расходы Mail.ru Group за счет обслуживания долга Газпромбанку: в прошлом году группа взяла кредит на покупку 48% «В контакте» у фонда UCP на 22,2 млрд руб. (общая сумма сделки составила тогда $1,47 млрд). Выплаты по этому кредиту оказали давление на чистую прибыль компании, говорится в сообщении группы. Mail.ru Group осталось выплатить Газпромбанку еще 19,1 млрд руб., чистый долг группы на 30 июня 2015 г. составил 14,2 млрд руб.

Среди всех сегментов наиболее высокими темпами в первом полугодии росли пользовательские платежи – на 11% по сравнению с тем же периодом 2014 г. до 6,3 млрд руб. Правда, по итогам всего 2015 г. группа ожидает, что темпы роста выручки этого сегмента будут ниже темпов роста выручки всей группы. А вот выручка Mail.ru Group от многопользовательских игр выросла в первом полугодии всего на 1,4% до 4,1 млрд руб.: компания объясняет это «высокой базой II квартала 2014 г.» и небольшими поступлениями от новых игр Mail.ru Group в этом году. В I квартале 2015 г. этот сегмент вырос на 7,6%.

Выручка сегмента онлайн-рекламы выросла в отчетный период на 9,3% до 6,3 млрд руб. Экономическая и геополитическая ситуация в стране остается сложной, признает гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Из отчетности следует, что во II квартале 2015 г. продажи онлайн-рекламы выросли на 15% по сравнению с тем же периодом 2014 г. Это существенно выше темпов роста I квартала 2015 г. – тогда они составили всего 3,4%. Во II квартале 2015 г. «мы увидели некоторую стабилизацию на рекламном рынке», говорит Гришин. По его словам, в этот период хороший рост показала таргетированная реклама, особенно мобильная реклама и реклама во «В контакте». Рекламная выручка «Яндекса» во II квартале 2015 г. выросла на 13% до 13,5 млрд, а рост всей выручки поисковика составил 14%.

Как чувствует себя медийная реклама, Гришин не говорит. Mail.ru Group не разбивает рекламный сегмент на медийную и контекстную рекламу. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2015 г. рынок медийной рекламы упал на 11% до 1,4 млрд руб., рынок контекстной рекламы вырос на 15% до 34,8 млрд руб.

Говорить о восстановлении рекламного рынка явно рано, особенно учитывая новый этап ослабления рубля в III квартале, считает аналитик «Открытия Капитала» Александр Венгранович. Сильный рост продаж рекламы у Mail.ru Group, скорее всего, напрямую связан с «В контакте», без учета показателей соцсети рост всей выручки группы не превысил бы 3%. Выручка «В контакте» и дальше будет расти выше рынка, так как социальная сеть долго была недомонетизирована. Беспокоит низкий рост выручки от онлайн-игр: это означает, что старые игры группы теряют популярность и непонятно, смогут ли новые игры, которые только запущены, компенсировать это падение, говорит Венгранович.