Выручка Mail.ru Group растет за счет «В контакте» и платежей пользователей

Правда, приобретение «В контакте» увеличило расходы за счет обслуживания долга Газпромбанку
Выручка Mail.ru Group росла во многом благодаря социальной сети «В контакте»/ Е. Разумный/ Ведомости

Выручка Mail.ru Group в первом полугодии 2015 г. выросла на 6,9% по сравнению с тем же периодом 2014 г. до 18,3 млрд руб., следует из данных управленческой отчетности компании. EBITDA увеличилась на 4,5% до 9,1 млрд руб., рентабельность по EBITDA снизилась с 51 до 49,9%. Чистая прибыль группы упала на 10,5% до 5,6 млрд руб. По итогам 2015 г. группа планирует рост выручки на 7-12%.

Миллиард на дата-центр

В мае 2015 г. Mail.ru Group приобрела у основателя «В контакте» Павла Дурова дата-центр «ИЦВА» под С.Петербургом. В сегодняшней отчетности группа сообщила, что сумма этой сделки составила 919 млн руб. Покупка дата-центра позволяет компании быть независимой от третьих лиц, говорится в отчете.

Выручка и прибыль Mail.ru Group оказались ниже прогноза аналитиков, опрошенных «Интерфаксом»: они ожидали выручку компании на уровне 18,4 млрд руб., прибыль – 5,7 млрд руб. Зато по EBITDA и рентабельности результаты группы превзошли ожидания: аналитики прогнозировали их на уровне 8,5 млрд руб. и 46,4%.

Выручка Mail.ru Group росла во многом благодаря социальной сети «В контакте», которую группа контролирует с осени прошлого года. В первом полугодии 2015 г. выручка «В контакте» выросла на 34% до 2,7 млрд руб. Во II квартале 2015 г. выручка «В контакте» увеличилась на 41,4% до 1,4 млрд руб.

Управленческая отчетность отличается от отчетности по МСФО, следует из материалов Mail.ru Group. Так, по МСФО чистая прибыль группы упала не на 10,5%, а более чем вчетверо – с 8,5 млрд руб. годом ранее до 2 млрд руб. Управленческая отчетность может не учитывать ряд факторов - например, изменения валютных курсов, амортизацию активов, обесценение финансовых вложений, бартер и т. п.

Правда, приобретение «В контакте» увеличило расходы Mail.ru Group за счет обслуживания долга Газпромбанку: в прошлом году группа взяла кредит на покупку 48% «В контакте» у фонда UCP на 22,2 млрд руб. (общая сумма сделки составила тогда $1,47 млрд). Выплаты по этому кредиту оказали давление на чистую прибыль компании, говорится в сообщении группы. Mail.ru Group осталось выплатить Газпромбанку еще 19,1 млрд руб., чистый долг группы на 30 июня 2015 г. составил 14,2 млрд руб.

Среди всех сегментов наиболее высокими темпами в первом полугодии росли пользовательские платежи – на 11% по сравнению с тем же периодом 2014 г. до 6,3 млрд руб. Правда, по итогам всего 2015 г. группа ожидает, что темпы роста выручки этого сегмента будут ниже темпов роста выручки всей группы. А вот выручка Mail.ru Group от многопользовательских игр выросла в первом полугодии всего на 1,4% до 4,1 млрд руб.: компания объясняет это «высокой базой II квартала 2014 г.» и небольшими поступлениями от новых игр Mail.ru Group в этом году. В I квартале 2015 г. этот сегмент вырос на 7,6%.

Выручка сегмента онлайн-рекламы выросла в отчетный период на 9,3% до 6,3 млрд руб. Экономическая и геополитическая ситуация в стране остается сложной, признает гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Из отчетности следует, что во II квартале 2015 г. продажи онлайн-рекламы выросли на 15% по сравнению с тем же периодом 2014 г. Это существенно выше темпов роста I квартала 2015 г. – тогда они составили всего 3,4%. Во II квартале 2015 г. «мы увидели некоторую стабилизацию на рекламном рынке», говорит Гришин. По его словам, в этот период хороший рост показала таргетированная реклама, особенно мобильная реклама и реклама во «В контакте». Рекламная выручка «Яндекса» во II квартале 2015 г. выросла на 13% до 13,5 млрд, а рост всей выручки поисковика составил 14%.

Как чувствует себя медийная реклама, Гришин не говорит. Mail.ru Group не разбивает рекламный сегмент на медийную и контекстную рекламу. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2015 г. рынок медийной рекламы упал на 11% до 1,4 млрд руб., рынок контекстной рекламы вырос на 15% до 34,8 млрд руб.

Говорить о восстановлении рекламного рынка явно рано, особенно учитывая новый этап ослабления рубля в III квартале, считает аналитик «Открытия Капитала» Александр Венгранович. Сильный рост продаж рекламы у Mail.ru Group, скорее всего, напрямую связан с «В контакте», без учета показателей соцсети рост всей выручки группы не превысил бы 3%. Выручка «В контакте» и дальше будет расти выше рынка, так как социальная сеть долго была недомонетизирована. Беспокоит низкий рост выручки от онлайн-игр: это означает, что старые игры группы теряют популярность и непонятно, смогут ли новые игры, которые только запущены, компенсировать это падение, говорит Венгранович.