«Юниаструм банк» переезжает из зарубежного облака

Его IT-партнер не намерен локализовывать персональные данные россиян
Данные россиян с 1 сентября должны будут обрабатываться в российских дата-центрах/ Д. Абрамов/ Ведомости

Американская компания Salesforce, предоставляющая облачные IT-услуги для бизнеса, не намерена хранить персональные данные россиян на территории страны. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель «Юниаструм банка», пользовавшегося продуктами компании и вынужденного искать им замену, чтобы локализовать данные россиян в России. Об этом знает и руководитель крупного российского интегратора, знакомый с другими клиентами Salesforce, оказавшимися в такой же ситуации.

Хранить и обрабатывать персональные данные россиян в России требуют поправки в закон «О персональных данных», вступающие в силу с 1 сентября 2015 г. Под персональными имеются в виду все данные о российских гражданах, которые используются при регистрации на сайтах, совершении покупок в сети, пересылке почтовых сообщений и т. п. Закон описывает их как «любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу».

О том, что «Юниаструм банк» пользуется разработанной Salesforce CRM-системой (Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентом), в интервью порталу banki.ru в конце 2013 г. рассказывал председатель совета директоров банка Георгий Писков. По его словам, базы данных банка обслуживала сама Salesforce. Сейчас банк переходит на платформу с использованием российского облака, говорит источник, близкий к банку.

Иностранцы разделились

Часть зарубежных компаний (например, Samsung, eBay и др.) уже пообещали исполнить требование о хранении данных в России. А представитель Facebook, по словам источников «Ведомостей», дал понять Роскомнадзору, что не будет этого делать.

«Тинькофф банк» пользуется Salesforce, но персональных данных россиян сервис при этом не получает: перед передачей данные обезличиваются по специальной технологии, говорит представитель банка Дарья Ермолина. Их полная версия хранится в российском дата-центре, добавляет она.

В октябре 2013 г. руководитель направления Salesforce в компании Softline (поставщик IT-решений) Андрей Гарканов сообщал изданию PC Week, что крупнейшим российским клиентом Salesforce является «Лаборатория Касперского». Управляющий директор лаборатории в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков подтвердил, что «Лаборатория Касперского» действительно использует CRM-систему в некоторых странах, но не в российском офисе.

Нынешний руководитель направления Salesforce компании Softline Вячеслав Беляков добавил, что сейчас компания работает над несколькими десятками проектов с участием решений Salesforce, одним из них называя школу управления «Сколково». По его словам, требование по хранению персональных данных россиян на территории страны действительно вызывает вопросы при использовании продуктов Salesforce, поскольку у компании нет своего дата-центра в России.

Зарубежные производители корпоративного софта, работающего в облаке, пытаются решить проблему хранения персональных данных россиян внутри страны. В конце 2014 г. немецкий производитель бизнес-софта SAP открыл в России два собственных дата-центра, рассказывал «Ведомостям» гендиректор компании Вячеслав Орехов. Хранить там данные смогут работающие в России клиенты SAP, пользующиеся ее облачными сервисами: CRM, системой управления персоналом, системой взаимодействия между поставщиками и покупателями товаров и услуг и некоторыми другими. В обоих дата-центрах около 60 серверных стоек, сказал Орехов, не раскрывая бюджет проекта. В апреле 2014 г. он рассказывал «Ведомостям», что бюджет может составить около 20 млн евро. До сих пор данные пользователей облаков SAP хранились на зарубежных серверах, признает он.

SAP начала предоставлять облачные услуги в России в 2014 г., сейчас ими пользуется около десятка российских компаний и более 100 зарубежных представительств, говорил Орехов. По его словам, это позволяет корпоративным пользователям сократить расходы на покупку ПО и компьютерного оборудования до 14%.

Сбербанк, «ВТБ 24», Альфа-банк и Райффайзенбанк не пользуются иностранными облачными сервисами, хранящими данные российских клиентов за границей, сообщили «Ведомостям» представители этих банков. Альфа-банк пользуется иностранной аналитической облачной системой, но персональных данных россиян она не обрабатывает, пояснил начальник управления производительности банка Антон Исанин.

Представитель Salesforce на запрос «Ведомостей» не ответил.