Apple собирается открыть свои магазины в Индии

Два месяца назад правительство Индии смягчило правила для иностранных розничных сетей
До сих пор сравнительно дорогие смартфоны iPhone не слишком успешно продавались на индийском рынке/ Ajit Solanki/ AP

Информация о подаче заявки впервые появилась в индийской деловой газете Economic Times. Если поданная Apple заявка будет удовлетворена, на быстрорастущем индийском рынке появится первая розничная сеть под всемирно известным брендом.

В Китае Apple также проводит активную политику экспансии, в частности собирается открыть в этом году около 40 магазинов, правда под китайскими брендами. Попытка проводить такую же политику в Индии натолкнулась бы на определенные препятствия. Ритейлерам, торгующим дорогими товарами, обычно бывает трудно найти место для торговых точек, а правила торговли жестко требуют обеспечивать в магазинах наличие местной продукции. «Еще три-четыре года назад отношение Apple к Индии было довольно прохладным, но сейчас они стараются побыстрее наверстать упущенное, – говорит Арвинд Сингхал, председатель совета директоров консалтинговой компании Technopak. – Открытие собственных магазинов будет хорошим средством для продвижения бренда Apple и накопления опыта работы здесь. Однако это трудная задача, и не исключено, что некоторое время новые магазины будут убыточными».

До сих пор сравнительно дорогие смартфоны iPhone не слишком успешно продавались на индийском рынке, где цена играет значительную роль. Модели Apple здесь считаются признаком высокого статуса обладателя, рядовому клиенту они обычно не по карману. Однако Apple рассчитывает, что в долгосрочной перспективе именно Индия заменит Китай в качестве самого быстрорастущего рынка сбыта. Компания добилась в Китае заметного роста продаж, но сейчас этот рост замедлился, и то же самое происходит на развитых рынках.

Два месяца назад индийское правительство смягчило правила торговли в стране, ограничивающие деятельность иностранных розничных магазинов. Раньше требовалось, чтобы в первые три года работы не менее 30% товаров в них были местного производства. Новые правила облегчат иностранным компаниям создание цепочек поставок в Индии.

Аналитики предупреждают, что продажи iPhone в 2016 г. могут впервые в истории сократиться, компании приходится искать новые источники роста бизнеса. Между тем рынок смартфонов в 2015 г. развивался в Индии быстрее, чем в других странах мира. Сейчас смартфоны есть примерно у 250 млн индийцев, и ожидается, что к 2018 г. эта цифра удвоится.

Изменившиеся рыночные условия заставили Apple в прошлом году активизировать маркетинговые усилия и уделять повышенное внимание работе с дистрибуторской сетью. В октябре Apple начала крупную рекламную кампанию по продвижению смартфонов iPhone 6S, продаваемых в основном через интернет и в местных сотовых салонах.

Долгое время Индия была для Apple слишком маленьким и сложным рынком, чтобы содержать здесь собственные магазины. Тем не менее компания в партнерстве с местными ритейлерами создавала здесь свои небольшие торговые точки по схеме «магазин в магазине».

Поданная заявка позволяет предположить, что Apple может начать в Индии и производство телефонов. В прошлом году о намерении построить новые фабрики в Индии заявил тайваньский контрактный изготовитель Foxconn, собирающий большую часть устройств iPhone.

Apple не раскрывает деталей проекта.

Перевел Александр Силонов