Закрытие новостных агрегаторов грозит СМИ потерей 25% трафика

Представители российских изданий ожидают падения доходов, если законопроект пройдет Госдуму
«Яндекс.Новости» ежедневно обеспечивают сайтам СМИ 6,5 млн просмотров/ С. Портер/ Ведомости

Возможное закрытие новостных агрегаторов в интернете негативно отразится на доходах электронных СМИ, рассказали опрошенные «Ведомостями» представители российских изданий. Речь идет о проектах «Яндекс.Новости», Google News, «Рамблер.Новости» и других сервисах, которые собирают и публикуют новостные сюжеты с сайтов СМИ.

Сегодня депутаты Алексей Казаков и Александр Ющенко внесли в Госдуму законопроект, который ставит под угрозу работу таких сервисов. В частности, проект предусматривает ответственность владельцев агрегаторов за информацию, которую они распространяют, даже если она взята из стороннего источника – с сайта СМИ. Агрегаторов обяжут заранее проверять информацию, которую публикует пресса, следует из проекта. Кроме того, депутаты предложили ограничить иностранное владение в компаниях, управляющих агрегаторами: согласно проекту иностранцы смогут владеть не более чем 20% в таких компаниях. Если же надзорные органы уличат новостной агрегатор в распространении недостоверной информации или же агрегатор не выполнит норму о 20% владения, то компанию ждет штраф до 5 млн руб.

«Если законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет», - говорила ранее представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. По ее словам, «Яндекс.Новости» ежедневно обеспечивают сайтам СМИ 6,5 млн просмотров. Опрошенные «Ведомостями» представители СМИ признали, что большую часть трафика получают именно от этого агрегатора.

Представитель Google не стал комментировать возможное закрытие сервиса Google News. Он сказал лишь, что "Google. Новости" - полностью автоматизированный сервис, который работает на основе алгоритма без какого-либо редакторского участия. "Список новостей формируется исключительно алгоритмами, которые учитывают совокупный интерес СМИ к той или иной теме. Агрегатор дает только ссылки на новости, переводя читателей на страницы соответствующих ресурсов", - отметил представитель компании.

В прошлом году переходы с «Яндекс.Новостей» обеспечили проектам «Коммерсанта» около 25% посетителей одноименного сайта, около 5-7% пришлось на Google News и 2-3% – на новости Mail.ru, рассказал председатель совета директоров ИД «Коммерсантъ» Владимир Желонкин. Официально комментировать проект по регулированию агрегаторов он не стал.

"У нас существенная доля интернет-трафика приходит с новостных агрегаторов, и их возможное закрытие приведет к серьезному падению рекламных доходов", - говорит гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Сайты изданий КП, по его словам, получают около 20-25% трафика с агрегаторов: примерно 15-20% трафика идет с «Яндекс.Новостей», 3-5% – с Google News, с другими агрегаторами КП не сотрудничает.

«Новостные агрегаторы дают нам примерно четверть посещений, львиная доля трафика приходится на «Яндекс.Новости», - рассказывает шеф-редактор сайта Vedomosti.ru Екатерина Дербилова. "Но большая часть аудитории, которая приходит из агрегаторов, читает нас и из других источников – это и прямой трафик на сайт, и трафик из соцсетей, и др. То есть нельзя говорить, что при закрытии агрегаторов трафик резко упадет и не восстановится - пользователь найдет другой путь. Другое дело, что агрегаторы – это удобная точка входа для читателей, и нам не хотелось бы ее терять", - добавляет она.

Директор по стратегическому развитию ТАСС Наталия Акафьева отказалась раскрывать объемы трафика, которые приходятся на новостные агрегаторы, сославшись на коммерческую тайну. «Но объемы трафика с новостных агрегаторов у информационных агентств очень большие. Специфика работы крупных интернет-СМИ такова, что большая часть пользователей посещает сайты не напрямую, а через новостные агрегаторы. Безусловно, законопроект плохо скажется на трафике агентств», - признает она. У другого госагентства - МИА «Россия сегодня» доля новостных агрегаторов составила в январе примерно 50% от общего объема трафика, говорит представитель агентства.

Сайты журналов Maxim и Elle всего около 1% трафика получают от новостных агрегаторов, говорит директор по цифровым проектам MAXIM/ELLE Даниль Хасаншин: «Мы не занимаемся написанием и рерайтом актуальных новостей, поэтому доля новостного трафика у нас невелика. Мы иногда попадаем в агрегаторы, например с эксклюзивными трейлерами, и тогда собираем 20 000-30 000 переходов».

«Доля трафика «Ленты.ру» от «Яндекс.Новостей» составляет около 10% от общего трафика, доля Mail.ru незначительна, а доля Google в объемах поступающего трафика на наши ресурсы больше, чем от «Яндекс.Новостей», - говорит представитель Rambler & Co Софья Иванова.

На новостные агрегаторы на сайте "Дождя" приходится около 25-30% трафика, из них подавляющее большинство - это с "Яндекс.Новостей", сказал "Ведомостям" представитель телеканала. "Они дают до четверти нашего трафика. Если агрегаторы отключат, мы неизбежно и значительно просядем и по просмотрам, и по уникальным посетителям. Но наша система подписки позволит нам чувствовать себя уверенно в любом случае. Потери тут возможны из-за рекламы на сайте. При этом мы и без этого диверсифицируем источники трафика: развиваем социальные сети и ищем новых партнеров", - отметил он.

Все последние действия государства по регулированию СМИ ведут к уничтожению остатков частного рынка в этой сфере и к практически полному огосударствлению источников информации, а теперь, возможно, и ее дистрибуторов, говорит В. Сунгоркин из КП. Руководитель крупного издательского дома называет новый законопроект безумием: «Проблема даже не в потерях трафика СМИ. Я не понимаю, зачем рушить эти сервисы, этот рынок? Никакой угрозы национальной безопасности, как бы ее ни понимать, они точно не представляют. Более того, наши интернет-компании – одни из немногих российских компаний, которые на равных конкурируют с крупнейшими американскими корпорациями. Какой смысл эту отрасль душить? Будто у нас есть другие столь же успешные и продвинутые отрасли».

По текущему проекту главный вопрос в том, что такое «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», говорит гендиректор агрегатора новостей СМИ2 Павел Власов-Мрдуляш. «Наш СМИ2, как и конкурирующие проекты - «Яндекс.Новости», «Медиаметрикс», построен на технических алгоритмах. У нас работают программисты, а не редакторы, и в этом наше отличие от СМИ. Ресурсов для модерации новостей у нас нет и не появится, бизнес-модель агрегатора это не потянет, слишком большой объем информации проходит через нас», - говорит он. В целом, если законодатели считают, что регулировать этот сегмент медиарынка необходимо, то вполне можно найти внятный способ сделать это корректно - но для этого, полагаю, следует привлечь профильное министерство и представителей ведущих проектов в данной нише, считает Власов-Мрдуляш.