LetterOne готова продать долю в Turkcell за $2,7 млрд

Это вдвое выше ее рыночной цены
LetterOne готова выйти из турецкого сотового бизнеса, но только по хорошей цене/ Murad Sezer/ REUTERS

Структура LetterOne Михаила Фридмана и его партнеров – Alfa Telecom Turkey (ATT) предлагает турецкой группе Cukurova Мехмета Карамехмета и турецкому госбанку Ziraat новую сделку, следует из ее письма, опубликованного на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США. ATT предлагает Cukurova и Ziraat выкупить у нее 49% акций Cukurova Telecom Holding (CTH) – крупнейшего акционера Turkcell (контролирует оператора опосредованно через Turkcell Holding). Эти 49% эквивалентны 13,78% Turkcell; другие 51% CTH контролирует Cukurova.

За каждую из имеющихся у нее 49 акций CTH структура LetterOne хочет получить по $54,9 млн – в общей сложности $2,7 млрд.

Еще весной 2015 г. ATT предложила туркам выбрать одно из двух: или продать ей их долю в Turkcell за $2,8 млрд, или сделать встречное предложение о выкупе у ATT акций CTH по такой же цене (в сумме как раз за $2,7 млрд). Этот механизм, так называемую «русскую рулетку», «дочка» LetterOne имела право запустить при условии, что ее отношения с Cukurova зашли в тупик, – так написано в их соглашении. Cukurova не стала реагировать на предложение партнера (по соглашению у нее было на это 30 дней), а вместо этого сама обратилась в лондонский международный арбитраж с требованием дать ей возможность выкупить долю ATT. Турецкая группа пыталась доказать, что тупик, в который зашли ее отношения с LetterOne, создан российским партнером искусственно и что сама LetterOne еще в 2010 г. нарушила акционерное соглашение – а тогда по соглашению акционеров CTH право требовать выкупа доли партнера принадлежит именно туркам. Причем цена выкупа в этом случае может на 20% превышать рыночную стоимость акций – на тот момент с учетом премии выходило, что пакет LetterOne стоит около $2 млрд.

В понедельник капитализация Turkcell на Нью-Йоркской бирже составляла $9,18 млрд – получается, рыночная стоимость принадлежащей ATT доли составляет всего $1,26 млрд.

Опять без дивидендов

LetterOne не удается договориться с Cukurova об участии своих представителей в совете директоров Turkcell – из-за этого, в частности, акционеры оператора с 2010 г. не могут собраться и утвердить выплату дивидендов. На прошлой неделе оператор вновь сообщил, что выплаты отложены из-за отсутствия кворума.

Этот вопрос – кто из партнеров вправе требовать выкупа акций у другого – и должен решить лондонский арбитраж, предположительно до конца весны 2016 г., знает человек, близкий к одному из совладельцев Turkcell. Но LetterOne, по его информации, хочет, чтобы у турецкого партнера оставалась возможность купить ее долю, даже если решение суда будет не в пользу турецкой группы. ATT предоставляет ей право принять ее предложение начиная с 24 марта и далее в течение 60 дней после решения лондонского арбитража, говорится в письме. Если Cukurova и Ziraat Bank примут предложение россиян, сделка должна быть заключена в течение 10 дней.

В сопроводительном письме юрист ATT Максим Нино поясняет, что механизм «русской рулетки» был предложен для того, чтобы выйти из тупика. Несмотря на «противоречивые» заявления турецкого партнера, ATT всегда было безразлично, кто из них выступит продавцом, а кто – покупателем. «Что для нас неприемлемо – это ситуация, когда вы предпринимаете попытки продлить тупиковое состояние», – обращается Нино к Cukurova.

Новое предложение ATT предполагает, что Cukurova и Ziraat Bank либо соглашаются выкупить ее долю в Turkcell, либо нет вне зависимости от позиции турецких властей, подчеркивает собеседник «Ведомостей», близкий к LetterOne. Если Cukurova проявит интерес к пакету LetterOne, то тогда и обратится за разрешениями к чиновникам. LetterOne осознает, что ей все равно не сохранить партнерство с Cukurova, а значит, кто-то из них должен уйти, резюмирует собеседник «Ведомостей».

Конфликт ATT и Cukurova начался в 2005 г., когда первая выкупила у второй 49% CTH за $1,59 млрд и одновременно предоставила турецкому партнеру шестилетний заем в $1,7 млрд, обеспеченный оставшимся 51%. А в 2007 г. она обвинила Cukurova в нарушении кредитного соглашения и потребовала досрочно вернуть оставшиеся по кредиту $1,45 млрд. Когда та решила заплатить, чтобы не потерять акции, ATT отказалась принять деньги, объявив, что Cukurova просрочила платеж, и попробовала реализовать залог. Судебные разбирательства длились семь лет и закончились тем, что судебный комитет Тайного совета Великобритании разрешил Cukurova сохранить 51% CTH, расплатившись по кредиту с ATT (с учетом набежавших за это время процентов – $1,56 млрд). Турецкая группа исполнила обязательства в июле 2014 г., заняв для этого $1,6 млрд в Ziraat Bank под залог этого пакета.

Представители LetterOne и Cukurova не ответили на вопросы «Ведомостей».