«Яндекс.Браузер» предупреждает своих мобильных пользователей о платных подписках

В апреле число таких предупреждений резко выросло
Веб-страницы с платными подписками обычно предлагают то, что люди часто ищут в интернете/ А. Астахова/ Ведомости

Представители Tele2 и МТС говорят, что всплеска жалоб на попытки подключения подписок через сайты нет. Представители «Мегафона» и «Вымпелкома» сообщают даже об уменьшении количества жалоб, связанных с подписками. В I квартале 2016 г. по отношению к аналогичному периоду 2015 г. снижение составило 7,5%, а по отношению к тому же периоду позапрошлого года – 21,7%, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

«Яндекс» зафиксировал рост количества предупреждений о мобильных платных подписках на сайтах, которые «Яндекс.Браузер» показывает своим пользователям. Об этом «Ведомостям» рассказал руководитель «Яндекс.Браузера» для ПК Роман Иванов. Если в марте такое предупреждение получали в среднем 22 000 пользователей смартфонов на операционной системе Android, то в апреле – уже 33 000. То есть за месяц число показов выросло на 50%. В мае среднее число показов оставалось высоким, по данным на 26 мая, предупреждение увидели 29 000 человек, говорит Иванов. Такая же тенденция наблюдается и на iOS: еще в марте число предупрежденных о платной подписке пользователей составляло в среднем 6600 в день, а в апреле – уже 8600 (рост составил 30%). По данным на 26 мая, показатель составил 8400 человек.

Среднесуточное число пользователей «Яндекс.Браузера» на платформах iOS и Android выросло в апреле по сравнению с мартом только на 2,5% (в апреле оно составляло 2,86 млн человек, а в марте – 2,79 млн).

«Яндекс.Браузер» начал предупреждать о веб-страницах, которые автоматически подписывают пользователя на платные мобильные услуги, в декабре прошлого года. Увидев предупреждение, человек сможет избежать ненужных трат. Решение запустить такой продукт было принято после того, как «Яндекс» стал получать жалобы от пользователей на то, что при заходе в браузер с мобильного телефона они часто оказываются подписаны на платные сервисы и с их мобильного счета начинают списываться средства.

Роскомнадзор не заметил

Всплеска обращений в Роскомнадзор по поводу платных подписок нет, рассказывал представитель ведомства Вадим Ампелонский. Возможно, абоненты жалуются непосредственно самим операторам, отмечает он. «Ведомости» обнаружили неоднократные жалобы на подобные проблемы в публикациях абонентов МТС, «Вымпелкома» и Tele2 в социальных сетях. Один из абонентов «Мегафона» сообщал о подобной проблеме в своем блоге.

Сотрудники «Ведомостей» – абоненты МТС и «Вымпелкома» – на днях помимо своей воли оказались подписчиками платных услуг. При заходе на некоторые сайты из браузера мобильного телефона они получили sms о подключении к платной услуге. Абонент «Вымпелкома» оказался пользователем канала «Видеомир 18+», а МТС – ресурсов Moyamedia.ru и Filoteka.ru. Отписаться от подписки можно было, отправив сообщение. Но списание средств за первый день «пользования» услугой – в обоих случаях 20 руб. – произошло моментально.

Веб-страницы с платными подписками обычно предлагают то, что люди часто ищут в интернете, говорит Иванов из «Яндекса». Человек нажимает кнопку и не замечает крайне важной детали – сообщения о том, что услуга платная. Более того, недобросовестные поставщики контента порой используют мелкий шрифт или цвет, совпадающий с фоном сайта, либо прячут сообщение за пределами экрана.

МТС тщательно мониторит подобные сайты, говорил представитель оператора, и, выявив нарушение, штрафует, возвращая деньги абонентам. То же самое говорит и представитель Tele2. Недобросовестных партнеров Tele2 может и вовсе отключить. Контент-провайдер обязан явно указывать платный характер и стоимость услуги, отмечает представитель «Вымпелкома». В случае нарушений провинившихся строго штрафуют.