Чиновники намерены сократить число голливудских фильмов в кинотеатрах

Они хотят поднять цену прокатного удостоверения больше чем в 1500 раз
Министр культуры Владимир Мединский уверен, что фильму «Три икса» не нужно отдавать половину киносеансов в России/ outnow.ch

Государству необходимо вводить новые меры поддержки отечественной киноиндустрии и ограничения для голливудских картин, заявил министр культуры Владимир Мединский. Он напомнил, что у министерства есть возможность расчищать прокат от голливудского кино под отечественные блокбастеры и фильмы-кинособытия. Министерство с 2016 г. имеет право не выдавать прокатные удостоверения на даты, уже занятые фильмом с похожей тематикой. Но этого недостаточно, считает Мединский: в российский прокат выходит слишком много голливудских картин далеко не лучшего качества, которые отбирают зрителя у отечественного кино. В качестве примера он привел последний уикенд, когда почти 50% сеансов в кинотеатрах страны было отдано под премьеру «Три икса: мировое господство».

Большая часть голливудских картин выходит в российском прокате только потому, что они прописаны в пакетных соглашениях, согласился продюсер Федор Бондарчук. Как именно министерство намерено бороться с большим числом голливудских фильмов в прокате, Мединский объяснять отказался.

О том, что число иностранных фильмов в отечественном прокате необходимо ограничить, говорит и управляющий директор государственного Фонда кино Антон Малышев. Порог вхождения голливудского кино на российский рынок очень низкий, указывает он: «Это стоимость прокатного удостоверения. Сейчас она составляет 3500 руб.». Такова госпошлина, которую необходимо уплатить при получении удостоверения. Чиновники, по словам Малышева, сейчас обсуждают идею увеличить эту сумму до 5 млн руб.: «Это позволит очистить прокат от заметного числа иностранных фильмов низкого качества. Взамен у нас будет больше сеансов под наше кино». Сотрудник Минкультуры сообщил «Ведомостям», что эту идею активно лоббирует Мединский, который собирается ее представить на правительственном Совете по кинематографии. Полученные деньги министр предлагает передавать Фонду кино и впоследствии тратить на создание отечественных картин. Стоимость удостоверения для российских картин в этой ситуации также составит 5 млн руб., но в отличие от иностранных эти затраты им будут тем или иным образом компенсированы, уточнил собеседник «Ведомостей». Представитель Министерства культуры это комментировать не стал.

По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», в 2016 г. российские кинотеатры показали 585 картин, из них 413 – иностранные. Сборы в России превысили 49 млрд руб., и лишь 18,4% этой суммы пришлось на российские фильмы. В 2015 г. доля отечественного кино была еще ниже – 17,9%.

В последние годы чиновники регулярно обсуждают различные меры ограничения голливудского кино в прокате. Мединский неоднократно высказывался за квоты на показ иностранного кино. Прежний руководитель Фонда кино Сергей Толстиков предлагал перераспределять часть сборов голливудских фильмов в России на производство отечественных картин. Но против таких идей выступали не только прокатчики и кинотеатры, но часто и сами российские продюсеры и режиссеры. Противники протекционизма указывали, что ограничения убьют прокат и никак не помогут российской киноиндустрии.

С другой стороны, российские продюсеры и режиссеры регулярно жалуются, что им сложно конкурировать на равных с большими голливудскими студиями, прежде всего с их маркетинговыми бюджетами.

Поэтому многие из них активно поддержали позицию Минкультуры по ограничениям при выдаче прокатных удостоверений на самые важные для проката даты – праздники и каникулы.

Идея повысить стоимость прокатных удостоверений не новая, несколько лет назад с таким предложением выступал продюсер Сергей Сельянов, рассказали «Ведомостям» несколько продюсеров и прокатчиков. Сельянов подтвердил, что впервые предложил это еще три года назад в качестве мягкой альтернативы квотам. Он знает, что идея сейчас активно обсуждается Минкультуры и Фондом кино. После того как прокат в России перешел с твердых копий, каждая из которых стоила около $2000, на цифровые, число фильмов в кинотеатрах выросло примерно с 300 в год до 500, объясняет продюсер: «Порог входа стал мизерным, в результате в прокате появилось много мусора, который отнимает сеансы как у российских, так и у голливудских картин». В этой ситуации важно не оставить без проката артхаусное и авторское кино, подчеркивает Сельянов, поэтому не надо поднимать стоимость удостоверения для фильмов, которые выходят ограниченным прокатом – меньше чем в 100 кинотеатрах. Цифры в 5 млн руб. и в 100 кинотеатров примерные, говорит продюсер, если идею поддержит индустрия, нужно будет четко проанализировать рынок и всем вместе определиться с цифрами. Гендиректор «Нева фильма» Олег Березин против повышения цен на удостоверения: «В итоге мы получаем цензуру. Потому что часть хороших фильмов со средним бюджетом зрители просто не смогут увидеть».

Большинство опрошенных «Ведомостями» продюсеров и прокатчиков сомневаются, что подорожание удостоверений приведет к росту аудитории российских картин. Кинотеатры отдают фильмам сеансы в зависимости от спроса зрителей, если зрителям фильм интересен – значит, и сеансы у него есть, рассуждает руководитель крупной сети кинотеатров: «Вряд ли отечественное кино выиграет от того, что выбора у зрителей станет меньше». Руководители двух крупных прокатных компаний прогнозируют, что в этой ситуации зрители лишатся многих хороших фильмов со средним бюджетом: «Рентабельность их проката в России и так минимальна». Гендиректор другой прокатной компании, напротив, согласен с Сельяновым, что в прокате стало много «необязательных» фильмов и вместо них лучше дать шанс русскому кино.