Статья опубликована в № 4252 от 31.01.2017 под заголовком: Помощь внешнего интеллекта

Российские компании ждут от искусственного интеллекта снижения затрат и роста выручки

Однако опасаются проблем интеграции с IT-системами

Российский бизнес ждет от внедрения искусственного интеллекта большего эффекта, чем в других странах мира, следует из результатов глобального опроса консалтинговой компании Accenture. Она опросила 5400 руководителей и IT-руководителей компаний 31 страны мира, включая Россию, где она опросила 106 человек. Выручка более чем 90% компаний-респондентов превышает $1 млрд.

Под искусственным интеллектом (ИИ) Accenture имеет в виду информационные системы и приложения, способные «воспринимать, понимать и действовать», поясняет эксперт Аccenture по ИИ Григорий Кошелев. Например, это набор алгоритмов, способный придать неструктурированному запросу от пользователя определенную структуру, понять смысл запроса и, обладая доступом ко всем нужным знаниям, адекватно ответить на него, рассказывает Кошелев. ИИ может быть встроен в канал общения между клиентом и компанией – например, на веб-сайт, в чат контакт-центра или мессенджер. В качестве примера Кошелев приводит приложение, переводящее деньги со счета клиента кому-то из его контактов по запросу, сформулированному в виде сообщения.

Российские респонденты Accenture больше всех уверены, что включение систем ИИ в пользовательские интерфейсы повысит производительность. Так ответили 74,5% опрошенных, тогда как в среднем по миру в этом уверены 55,6% респондентов. Российские менеджеры также больше других уверены, что внедрение искусственного интеллекта позволит их компаниям как сократить издержки (71,7% опрошенных, тогда как в среднем по миру – 53,5%), так и повысить выручку (58,5% в России против 49% в среднем по миру).

Российские респонденты отмечают и сложности внедрения ИИ. Несовместимости технологий ИИ с нынешней IT-инфраструктурой компаний опасаются 42,5% российских респондентов. Эта обеспокоенность в России больше, чем в среднем по миру (34,2%), но меньше в странах Юго-Восточной Азии (49,5%).

Еще одна проблема, которая пугает российских менеджеров больше, чем их коллег почти из всех стран, – то, что пользователи могут предпочесть общение с живыми людьми. Об этой сложности говорят 42,5% российских респондентов. Больше (45,1%) только в Аргентине, а меньше всего этой проблемой озабочены в Китае (22,7%). Люди в России действительно привыкли общаться с людьми, а не с «бездушной машиной», считает Кошелев. Но замена оператора колл-центра банка роботом способна выровнять качество услуг. Ведь оно зависит не только от стажа, но даже от настроения оператора.

Напротив, меньше, чем где-либо еще, в России озабочены проблемой сохранения тайны частной жизни при внедрении технологий ИИ – об этом сообщили только 18,9% менеджеров, тогда как в среднем по миру защитой приватности обеспокоены 32,6% менеджеров, а больше всего – 43,4% – в Объединенных Арабских Эмиратах.

Обозначенные российскими респондентами надежды на внедрение ИИ рифмуются с опасениями о сложности его внедрения, рассуждает Кошелев. По его мнению, надежды на рост продуктивности означают больший, чем в других странах, потенциал внедрения ИИ, но высокий процент опасающихся сложной интеграции с существующей IT-инфраструктурой может говорить об объективной оценке своих систем.

Россия вряд ли опережает какую-либо из крупных стран мира по потреблению готовых технологий ИИ, соглашается управляющий партнер фонда Almaz Сapital Александр Галицкий. Ему не известны заметные российские компании, продающие на глобальном рынке свои прорывные технологии в этой области. Потребление технологий ИИ в России будет расти, уверен он, но затрудняется предположить, будут ли они российскими или иностранными.