Статья опубликована в № 4310 от 26.04.2017 под заголовком: Телевидение обогнало всех

Платное ТВ – самый быстрорастущий сегмент российского рынка связи

За год доходы его провайдеров выросли почти на 15%

Выручка российских провайдеров платного ТВ в I квартале 2017 г. выросла год к году на 14,9% до 20,1 млрд руб., следует из отчета «ТМТ консалтинга». В основном это результат роста платы абонентов за услуги, в меньшей степени на рост выручки повлиял прирост базы телезрителей, считает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова. По ее словам, в январе – марте 2017 г. количество пользователей платного ТВ в России год к году увеличилось на 3,3% до 41,1 млн. Выручка от платного ТВ растет быстрее всех других традиционных услуг связи, замечает Крылова и прогнозирует, что относительно быстрый рост доходов продлится по меньшей мере еще два года.

Доходы российских операторов от услуг связи расти почти прекратили. Из материалов Минкомсвязи следует, что в 2016 г. по сравнению с 2015 г. суммарная выручка операторов от всех услуг связи (сотовой и фиксированной телефонии, доступа в интернет и др.) снизилась примерно на 1,5% до 1,5 трлн руб.

Пока платное ТВ и его дополнительные услуги занимают в доходах фиксированных операторов значительно меньшую долю, чем выручка от традиционного бизнеса: местной и дальней телефонной связи, широкополосного доступа (ШПД), отмечет аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Но ТВ сейчас – драйвер роста, поскольку выручка от основного бизнеса либо снижается, либо растет крайне медленно, рассуждает он. Уже сейчас ТВ и дополнительные услуги частично компенсируют выпадающие доходы от местной телефонии, приводит он пример.

Доходный кабель

51% выручки российских операторов платного ТВ в I квартале 2017 г. пришлось на кабельное ТВ, по данным «ТМТ консалтинга». 27% доходов пришлось на IPTV, 22% – на спутниковое ТВ

Выручка «Ростелекома» от платного ТВ выросла в 2016 г. на 22% до 23,6 млрд руб. (за I квартал 2017 г. он еще не отчитывался). Для сравнения: выручка оператора от предоставления абонентам ШПД в интернете составила 66,8 млрд руб., но ее рост – всего около 4,5%, доходы от традиционной телефонии – 87,3 млрд руб. (они сократились за год на 11,9%). Выручка от дополнительных сервисов росла быстрее, чем выручка в ТВ-сегменте в целом, говорит представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Например, доходы от видео по запросу за год выросли на 32% до 1 млрд руб., рассказывает он.

Выручка «Триколор ТВ» в I квартале 2017 г. год к году выросла на 11,4% до 4,4 млрд руб., следует из сообщения «Триколора». При этом его пользовательская база за год выросла только на 2,4% до чуть более 12,1 млн подписчиков, следует из отчета «ТМТ консалтинга».

Доходы от платного ТВ растут в основном за счет спроса на дополнительные пакеты каналов и на видео по запросу: все больше абонентов платного ТВ «Вымпелкома» стали покупать фильмы, говорит его представитель Анна Айбашева.

То, что рост доходов от платного ТВ опережает рост количества его пользователей, Крылова также объясняет увеличением спроса на дополнительные услуги. В сетях интернет-телевидения (IPTV) и цифрового кабельного ТВ пользователи все чаще смотрят видео по заказу, используют функцию перемотки эфира (доступна пользователям IPTV) и др., отмечает она. При этом телезрители охотно подписываются на дополнительные каналы и тематические пакеты, говорит Крылова. По ее словам, спрос на дополнительные сервисы и контент характерен на только для IPTV и цифрового кабельного ТВ, но и для спутникового телевидения. Например, крупнейший в России оператор спутникового ТВ – Национальная спутниковая компания («Триколор ТВ») предлагает услугу, по которой абонент может подключить два телевизора и планшет за 2000 руб., тогда как базовый пакет для одного телевизора стоит 1200 руб., рассказывает Крылова.