Алексей Ананьев потерял контроль над «Техносервом»

Часть доли в IT-интеграторе он продал, остальную забрал под управление ВТБ
Алексей Ананьев не только фактически, но и формально потерял контроль над «Техносервом»/ Евгения Новоженина / РИА Новости

Алексей Ананьев продал кипрскую компанию, через которую владел 10,01% крупного российского IT-интегратора «Группа Техносерв», сообщил «Ведомостям» представитель бизнесмена. Ананьев остается владельцем 49,99% «Техносерва», но с лета прошлого года этот пакет находится в залоге у ВТБ, и в декабре 2018 г. госбанк реализовал залог за неисполнение кредитных обязательств и забрал все права распоряжения этой долей, объяснил представитель бизнесмена. Среди них – право голосовать долей, продавать ее или передавать, добавил он.

Представитель «Техносерва» перенаправил вопросы в ВТБ. «Техносерв» под управлением команды Ананьева нарушил положения кредитного соглашения с ВТБ и банк решил взыскать залоги, ответил представитель ВТБ.

Закон допускает ситуацию, при которой заложенная доля остается у должника, а все права по ней осуществляет кредитор, подтверждает руководитель направления по коммерческим спорам юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин. Такими правами он называет и права на получение дохода по доле, и право участвовать в управлении компанией. Права, которые получает кредитор, в том числе при неисполнении кредитных обязательств должником, и условия получения этих прав стороны заранее указывают в договоре залога, солидарны Малинин и партнер BCLP Иван Веселов. Часто в договоре указывается, что кредитор может ограничить или запретить перепродажу заложенной доли, добавляет Веселов. Кредитор также может полностью отстранить должника и голосовать долей вместо него или оставить должнику право голосования по операционной деятельности компании, но не по принципиальным вопросам – сделкам, вопросам изменения уставного капитала, ликвидации компании, приводит он примеры. Представитель Ананьева назвал условия его договора с ВТБ конфиденциальной информацией: «Другой вопрос, что условия кредитных обязательств менялись уже после подписания договора, а кредитором создавались условия для невозможности их исполнения».

Информация о том, что условия кредитного договора между ВТБ и «Техносервом» менялись после подписания договора, абсолютно не соответствует действительности, заявил представитель ВТБ.

ВТБ с декабря в одиночку управляет «Техносервом», подчеркивает представитель Ананьева. Чтобы и формально 49,99% «Техносерва» перешли в собственность ВТБ, банку нужно обратиться в ФАС и согласовать сделку, Ананьев не может влиять на эту процедуру и не знает, почему она до сих пор не проведена, утверждает его представитель. Представитель ФАС не ответил на запрос.

За продажу 10,01% через кипрскую Anavoya Holdings Limited Ананьев получил «символические» 1000 евро, рассказал его представитель. Покупатель – Contemporary Solutions c Британских Виргинских островов (BVI), конечного бенефициара которой представитель Ананьева назвать не смог, а «Ведомостям» по открытым данным установить не удалось. По словам собеседника «Ведомостей», сделка прошла в июле 2019 г. Однако, по данным кипрского реестра, Contemporary Solutions приобрела Anavoya в декабре 2018 г. «Как акции были переданы в декабре, нам неизвестно, уведомлений мы не получали, со своей стороны соблюли все юридические процедуры», – заявил представитель Ананьева.

До 2018 г. «Техносерв» принадлежал братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым. В феврале 2018 г., вскоре после краха их Промсвязьбанка, они объявили о разделе активов – 100% «Техносерва» тогда достались Алексею Ананьеву. В июне 2018 г. он продал 40% акций «Техносерва» ВТБ.

При продаже доли за символическую сумму в юрисдикции BVI есть вероятность, что бизнесмен заключил сделку с подконтрольной ему же – формально или неформально – структурой, предупреждает партнер компании Saveliev, Batanov & Рartners Анастасия Савельева. Сохранение 10% в компании могло бы позволить ему блокировать одобрение сделок с заинтересованностью и некоторые решения, которые по закону или по уставу компании могут приниматься только единогласно, указывает она.

В декабре 2018 г. ВТБ отстранил Ананьева от управления «Техносервом». «Алексей Ананьев и его менеджмент допустили ряд грубых ошибок, доведя компанию до предбанкротного состояния: задержки выплаты заработной платы, увеличение размера кредиторской задолженности, неспособность работать с банковским долгом», – утверждал тогда представитель ВТБ.

А в июле 2019 г. банк назвал следственные действия в офисах «Техносерва» «результатом работы предыдущего менеджмента». Тогда был задержан менеджер «Техносерва» Алексей Копейкин, днем позже суд его арестовал по подозрению в посредничестве во взяточничестве в особо крупном размере. «Задержание Алексея Копейкина – это один из шагов в рамках процесса перестройки компании и избавления ее от кадров с сомнительной репутацией», – комментировал тогда представитель ВТБ.

Дисклеймер: добавлен комментарий ВТБ.