Почему «Вымпелком» не смог нарастить выручку

А Tele2 наоборот увеличил её почти на 13%
Гонка за абонентами/ Евгений Разумный / Ведомости

Вчера, 1 августа, «Вымпелком» и Tele2 отчитались за II квартал 2019 г.: пока выручка «Вымпелкома» год к году не изменилась и составила 72,6 млрд руб., выручка Tele2 за тот же период увеличилась на 12,7% до 39,7 млрд руб.

У «Вымпелкома» сократилась мобильная сервисная выручка – за квартал она уменьшилась до 57 млрд руб., что на 1,1% меньше итога аналогичного квартала прошлого года. Также сократились доходы от услуг фиксированной связи – на 4,9% до 8,5 млрд руб. На встрече с журналистами топ-менеджеры «Вымпелкома» объясняли это влиянием внешних факторов: ценовых войн, макроэкономической ситуации, когда абоненты стремятся уменьшить счета, роста НДС с начала 2019 г. и отмены внутрисетевого роуминга.

При равном влиянии общерыночных факторов важно лишь, как каждый из операторов способен приспосабливаться к конъюнктуре, указывает аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович. По его мнению, против «Вымпелкома» может сыграть то, что его бизнес менее диверсифицирован по сравнению с МТС и «Мегафоном».

Выручка за голосовые услуги связи снизилась из-за оттока абонентов-мигрантов и их значительного перехода от использования «голоса» в международном роуминге к использованию интернет-трафика, в частности в мессенджерах, объясняет исполнительный вице-президент «Вымпелкома» по маркетингу и бренду Ирина Лебедева. В апреле – июне число таких клиентов снизилось на 30%, говорится в сообщении «Вымпелкома». Общая абонентская база сократилась на 3,7% до 54,3 млн человек. Это наиболее опасный для «Вымпелкома» показатель, считает Венгранович.

Показатель MoU (minutes of use – количество потраченных абонентом минут) сократился на 5,8% до 305 минут. Потребление интернет-трафика выросло на 46,1% до 5 Гб в месяц.

У Tele2 увеличилось количество активных пользователей мобильного интернета и изменилась структура потребления услуг – абоненты потребляют больше трафика, переходят на более дорогие тарифы, объясняет ее представитель. Отдельно показатель мобильной сервисной выручки Tele2 не раскрывает. Tele2 тоже сталкивается с оттоком абонентов: по итогам апреля – июня он составил 7,6%. Общее число абонентов по итогам квартала оператор не раскрывает, но к концу 2018 г. их было 42,3 млн человек.

Выручка оператора способна расти лишь за счет двух факторов, рассуждает гендиректор «Вымпелкома» Василь Лацанич. Первый – это рост абонентской базы, а из четверки операторов она растет только у Tele2, поскольку оператор заходит на новые территории, признал Лацанич. Tele2 пока органически растет с низкой базы, со временем темп роста должен замедляться, так как не остается еще не занятых оператором регионов, предупреждает Венгранович. Предсказать темпы роста Tele2 сейчас становится все труднее, потому что оператор перестал раскрывать капитальные затраты и невозможно строить предположения, насколько быстро ему удастся преодолеть отставание от МТС и «Мегафона» по качеству покрытия сети, говорит управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. Перед натиском Tele2 именно «Вымпелком» выглядит наиболее уязвимым, поскольку исторически страдал от недостаточно щедрого финансирования своего капитального строительства, добавляет Алексеев.

Вторым фактором роста выручки Лацанич называет увеличение ARPU (среднемесячный счет абонента). «А как его [ARPU] увеличить, если 80% продаж – безлимиты?» – разводит руками Лацанич. Во II квартале 2019 г. ARPU «Вымпелкома» увеличился на 2,9% до 348 руб. Оператор всегда имел чуть более высокие цены и сегодня испытывает самое масштабное сокращение выручки из-за ценовых войн и локальных ценовых «перестрелок», напоминает Алексеев. Некорректно считать, что безлимиты на рынке сильно мешают бизнесу «Вымпелкома», спорит Венгранович: ARPU оператора примерно вдвое меньше среднего безлимита и от перевода большинства абонентов на безлимит он бы только выиграл.

МТС и «Мегафон» пока не отчитывались по итогам II квартала 2019 г. Их динамика должна быть ближе к показателям «Вымпелкома», чем Tele2, потому что на них влияют аналогичные рыночные факторы, прогнозирует Венгранович. С ним солидарен аналитик «Атона» Виктор Дима. До конца 2019 г. еще будут мешать перечисленные «Вымпелкомом» общерыночные факторы и итоговые показатели 2019 г. вряд ли превзойдут результат 2018 г., считает он.