«Тинькофф» объединил все сервисы в одном окне

Это хороший способ заработать на клиентах, считает эксперт
«Тинькофф» обновил приложение: в нем появится окно «Сервисы», в котором представлены все и финансовые, и потребительские услуги /Евгений Разумный / Ведомости

Банк «Тинькофф» обновил приложение: в нем появится окно «Сервисы», в котором представлены все и финансовые, и потребительские услуги, рассказал представитель банка. Клиенты, по его уверению, смогут в новом приложении записаться к врачу, заказать еду на дом, забронировать столик в ресторане, вызвать такси, оформить кредит и т. д. С 9 декабря версия приложения «Тинькофф» с этим окном доступна пользователям iOS, для пользователей Android оно появится до Нового года.

Раздел «Сервисы» будет устроен как маркетплейс с услугами партнеров банка. Первыми, перечисляет представитель «Тинькофф», станут маркетплейс «Гудз.ру» (принадлежит «М.видео»), онлайн-гипермаркет «Утконос», группа компаний «Литрес», сервис для заправки автомобилей «Турбо» (АЗС «Газпром нефти» и Eka), агрегатор онлайн-записи к врачам «Напоправку» и агрегатор услуг малого бизнеса Yclients. Есть и другие партнеры, но «Тинькофф» их пока не раскрывает. Банк ведет переговоры с крупнейшими розничными сетями, одним из партнеров сервиса может стать «Азбука вкуса», говорит человек, знакомый с планами ритейлера.

Монетизировать обновленное приложение «Тинькофф» будет двумя способами, говорит представитель банка: взимая плату за приведенного клиента, например за запись к врачу, или выставляя комиссию продавцу товара или услуги. Размер комиссии зависит от товара, диапазон – от 2 до 30%, сообщил представитель «Тинькофф». Основатель OMMG Technology Сергей Кравцов называет новую услугу «Тинькофф» суперприложением и прогнозирует, что банк будет с его помощью осваивать и b2с-, и b2b-рынки: есть понимание, что можно предложить платежеспособному клиенту помимо банковских услуг. У «Тинькофф» нет такого покрытия, как у «Яндекса» или Mail.ru Group, поэтому он пытается заработать на партнерстве с другими сервисами, объясняет Кравцов.

Сейчас крупнейшие российские банки, мобильные операторы и интернет-холдинги активно строят свои экосистемы, замечает партнер инвестиционного банка Aspring Capital Сергей Айрапетов. Обладая доступом к десяткам миллионов клиентов и один раз заплатив за их приобретение, все эти компании стремятся увеличить заработок на аудитории, считает он: предлагают различные сервисы в одном окне – так называемом суперприложении.

В международной практике есть китайское суперприложение Wechat, продолжает Кравцов: оно появилось как мессенджер, сейчас с его помощью можно оплачивать покупки через QR-код, получать цифровое телевидение и т. д. Российским компаниям кажется, что они могут повторить китайский опыт.

Над суперприложениями работают также Mail.ru Group, Сбербанк и «Яндекс», писал РБК в октябре. Тогда представители «Яндекса» не ответили на вопрос, готовят ли в компании собственное суперприложение, однако рассказали, что во многие продукты компании интегрированы внешние бизнесы. Кроме того, «Яндекс.Деньги» расширили функционал мобильного приложения за счет лайфстайл-сервисов. Ранее приложение развивалось как финансовый помощник, позволяющий оплачивать покупки в магазинах, штрафы, налоги, жилищно-коммунальные услуги, а также планировать бюджет и делать инвестиции. В 2019 г. сервис пополнился нефинансовыми функциями: можно купить билеты в кино, получить скидки и бонусы в онлайн- и офлайн-магазинах.

Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис 7 ноября рассказал, что банк пока не планирует делать суперприложение как единую точку входа для всех сервисов, писал The Bell. Однако, по данным «СПАРК-Интерфакса», 26 ноября 2019 г. компания подала заявку на регистрацию товарного знака SuperApp (слово может быть переведено как суперприложение). По словам представителя Сбербанка, знак зарегистрирован на перспективу.

Мобильное приложение социальной сети «В контакте», которая принадлежит Mail.ru Group, обладает всеми признаками суперприложения, уверен представитель компании: в открытую платформу VK Mini Apps интегрировано 11 000 проектов, платежная система VK Pay и площадка для электронной коммерции совместного предприятия «AliExpress Россия».

Над развитием сервиса, похожего на суперприложение, работает и МТС. В декабре компания представила обновленную стратегию развития, согласно которой приложение «Мой МТС» объединит в себе мобильные, финансовые, развлекательные и образовательные услуги, телемедицину и другие сервисы от партнеров компании.