В России создают альтернативу Zoom

Webinar Group разработала сервис для онлайн-встреч
Pixabey

Разработчики Webinar Meetings позиционируют его как конкурента стремительно набравшего популярность приложения Zoom и планируют привлечь на развитие проекта более 200 млн руб., рассказал «Ведомостям» представитель компании. Из собственных средств в ближайшие два года компания планирует потратить на него 80 млн руб., говорит он. Сейчас ведутся активные переговоры с несколькими инвесторами. С кем именно, представитель Webinar Group не раскрывает.

Сейчас Webinar Meetings проходит закрытое тестирование. В дальнейшем модель монетизации предполагает ежегодную или ежемесячную подписку на сервис.

Одновременно в видеоконференции через Webinar Meetings могут принять участие до 100 человек (такое же ограничение существует в Zoom). Преимуществом нового сервиса перед западными аналогами Webinar Group называет отсутствие необходимости загружать и устанавливать дополнительное программное обеспечение. То есть для участия во встрече достаточно просто перейти по ссылке, которую прислал организатор, говорит гендиректор Webinar Group Александр Альперн. Это удобно в случае, если в конференции принимают участие представители разных компаний, каждая из которых пользуется корпоративными мессенджерами и разработками, объясняет он.

Для обеспечения информационной безопасности разработчики внедрили в Webinar Meetings технологию цифровых токенов: эта система может авторизовать только одного пользователя, получившего приглашение, и второй пользователь по этому приглашению зайти уже не сможет – даже если у злоумышленника окажутся идентификатор и пароль встречи.

12,9 млрд руб.

или $200 млн, составил российский рынок сервисов видеосвязи по итогам 2019 г., по данным Wainhouse Research

У Webinar Group есть уже работающие сервисы, например Webinar.ru (для проведения онлайн-встреч, вебинаров и конференций), We.Study (для организации обучения), COMDI (для проведения виртуальных мероприятий, например онлайн-трансляций). Они обеспечивают компании ежегодную выручку в 700 млн руб. Этими сервисами уже пользуются SAP, Huawei, Сбербанк, «Авито», Х5 Retail, «М.видео», «Газпром», Министерство финансов РФ, утверждает Альперн. После введения режима самоизоляции спрос на услуги Webinar Group вырос в 5–7 раз, в апреле аудитория ее сервисов достигла 7 млн, говорит он.

По мнению Альперна, у российского рынка сервисов для онлайн-встреч большие перспективы. В США и Европе еще до пандемии около 70% компаний использовали такие инструменты, а в России – в разы меньше, считает он.

В марте – апреле Zoom был неоднократно скомпрометирован. Например, несколько сделанных через него личных видеозвонков были опубликованы на YouTube и Vimeo. Тогда эксперты объясняли сложившуюся ситуацию тем, что разработчики сервиса попросту не были готовы к резкому росту его популярности. По данным самого Zoom, число его пользователей в связи с пандемией коронавируса и переходом на удаленную работу и учебу выросло с 10 млн человек в декабре 2019 г. до 200 млн в марте 2020 г.

Такие сервисы, как Zoom, во время карантина стали очень популярны благодаря удобному интерфейсу, говорит менеджер по развитию решений для контактных центров IT-компании «Крок» Дмитрий Песоцкий.

Webinar Meetings будет конкурировать не только с Zoom, но и с Cisco Webex, Blue Jeans, Microsoft Teams, а также с российскими решениями для корпоративных клиентов, перечисляет руководитель группы поддержки продаж сетевых решений «Инфосистемы джет» Дмитрий Каросанидзе. На российском рынке попытки занять нишу «национального» сервиса видеоконференций предприняли «Яндекс» и Mail.ru, ведется подготовка к запуску конкурентов рядом крупных корпораций, знает заместитель генерального директора – инвестиционный директор РВК Алексей Басов. То же самое несколько лет назад мы наблюдали на рынке мессенджеров на волне триумфа WhatsApp и запрета Telegram, когда за короткий срок только в нашей стране появилась пара десятков продуктов со сходным функционалом, напоминает он.

Решений для онлайн-встреч достаточно много и во время карантина рынок сильно разросся, продолжает Басов. Например, на пользовательском рынке заработали коллективные видеозвонки от Google, которые доступны сейчас практически в каждом устройстве на Android, «Яндекс» также запустил свое решение. Конкуренция на рынке стала жестче и если крупные игроки уже адаптировались к новым условиям, то новичкам придется тяжелее: привлечь инвестиции в такой ситуации будет крайне сложно, предупреждает Каросанидзе.

На фоне роста спроса на инструменты для удаленной работы компании с таким продуктом легко будет найти инвесторов, парирует инвестор, сооснователь сервиса Carprice и управляющий партнер Carmoney Эдуард Гуринович. Рынок решений для госкорпораций и госорганов станет самым быстрорастущим в рунете в 2020–2022 гг., прогнозирует он. Отечественный аналог Zoom может оказаться успешным – этому, в частности, будет способствовать расширение сферы использования отечественного софта, которое поддерживает государство, считает Гуринович.