Как сотовые операторы зарабатывают на данных об абонентах

Новый сервис «Вымпелкома» позволит компаниям узнать возраст, доходы, интересы клиентов и многое другое
Новый сервис «Вымпелкома» позволит компаниям узнать возраст, доходы, интересы клиентов и многое другое  / Сергей Портер / Ведомости

«Билайн бизнес» (структурное подразделение «Вымпелкома») открыл бесплатный доступ к сервису экспресс-аналитики больших данных, рассказала «Ведомостям» представитель компании Анна Айбашева. Воспользоваться маркетинговым инструментом «Анализ аудитории» могут все желающие, в том числе абоненты других операторов связи, добавила она. По ее словам, этот инструмент позволит компаниям-заказчикам понять, что из себя представляют их клиенты: познакомиться с их предпочтениями, уровнем и образом жизни. Для этого нужно пройти авторизацию в личном кабинете на сайте «Билайна» и загрузить в специальную форму все телефонные номера клиентов бизнеса заказчика (не менее 300 номеров абонентов «Вымпелкома», при этом алгоритм отфильтрует абонентов других операторов самостоятельно), рассказала Айбашева. После этого алгоритм, пользуясь информацией, которую о своих абонентах аккумулирует «Вымпелком», распределит и охарактеризует клиентуру заказчика по 16 параметрам – пол, возраст, уровень дохода, интересы и др. – по тому, какими сервисами и приложениями в интернете пользовались те или иные абоненты, добавила она. Аналитика по базовым 16 параметрам будет для компаний бесплатной, однако в будущем «Вымпелком» планирует расширить категории для аналитики. Расширенная версия «Анализа аудитории» для бизнеса появится уже до конца года и будет платной. Все эти данные обезличены, поэтому при их обработке противоречий с положениями закона «О персональных данных» не возникает, уточнила Айбашева.

Такое использование данных об абонентах не нарушает законодательства о персональных данных, так как телефонный номер можно отнести к этим данным только в совокупности с дополнительной информацией, позволяющей установить личность пользователя. Соответствующее заключение в отношении использования больших данных Роскомнадзор сделал в марте 2020 г. Проблемой, сдерживающей развитие технологий больших данных, является отсутствие контролируемой регуляторной среды для экспериментов, говорит президент Ассоциации больших данных (АБД) Анна Серебряникова.

Если информация в базе данных, в том числе персональные данные, получена с согласия субъекта (т. е. физлица) и этот субъект предоставил согласие на обработку этих данных оператору и предоставление их третьим лицам, то действия «Вымпелкома» не противоречат закону, согласна партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Даханаго Нагоева. Кроме того, нужно учитывать, что существуют так называемые общедоступные источники персональных данных, которые создаются для информационного обеспечения. В такие источники с согласия субъекта могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые им же, отмечает Нагоева.

Доходы операторов от предоставления услуг связи не растут, поэтому компании пытаются зарабатывать на других продуктах, рассуждает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. Но у них есть большие объемы данных об абонентах – в ближайшие три года выручка от сервисов на базе big data может расти кратно, поэтому для «Вымпелкома» выход на этот рынок вполне логичен, продолжает он.

Аналогичные сервисы есть и у других операторов большой четверки. МТС предоставляет услуги исследования аудитории с помощью больших данных с начала 2020 г., рассказал представитель оператора Алексей Меркутов. Обезличенные, агрегированные онлайн- и офлайн-данные по абонентам оператора анализируются по более чем 5000 метрик, добавил он. 

Tele2 запустила несколько продуктов для малого и среднего бизнеса на основе аналитики больших данных еще в 2019 г., заявила представитель компании Ольга Галушина. Осенью оператор планирует запустить новую опци ю внутри этого сервиса: предприниматель сможет загрузить в личный кабинет свою клиентскую базу, умные алгоритмы найдут похожих по потребительскому поведению клиентов Tele2 и позволят таргетировать сообщения на схожую аудиторию, рассказала она. По словам Галушиной, сервис пользуется популярностью у малого и среднего бизнеса: в 2020 г., несмотря на пандемию, выручка от использования услуги росла на 30% месяц к месяцу. Аналогичный сервис «Мегафона» позволяет оценивать аудиторию в разрезе конкретных локаций: например, с его помощью можно изучать портрет посетителей парков, торговых и бизнес-центров, культурных и спортивных мероприятий, рассказал представитель пресс-службы компании.

В марте правительство отклонило законопроект о больших данных, разработанный Минкомсвязи. Он предусматривал введение понятия «большие данные», «оператор больших данных» и «обработка больших данных», а также создание реестра операторов больших данных. Контроль за оборотом и обработкой таких данных ведомство предлагало возложить на Роскомнадзор. Однако эту инициативу резко раскритиковали представители бизнеса: определение больших данных в законопроекте сформулировано настолько широко, что под него попадала любая общедоступная информация, а в реестре операторов мог быть зарегистрирован любой человек, имеющий доступ хоть к какой-то информации, объяснял тогда представитель АБД. Принятие такого закона сильно затормозило бы развитие рынка больших данных в России, утверждали представители нескольких крупных телеком- и интернет-компаний.