«Яндекс» хочет продавать чайники и холодильники под собственными брендами

Компания регистрирует две марки для торговли электроникой
«Яндекс» регистрирует два новых бренда под продажи электроники. Компания рассчитывает выйти на рынок крупной бытовой техники в условиях освободившегося рынка/ Евгений Разумный / Ведомости

В конце июля «Яндекс» подал документы на регистрацию товарного знака Vionic, следует из материалов Роспатента. А 18 августа компания направила в Роспатент заявку на регистрацию бренда Tuvio.

Перечень классов, в которых заявитель намеревается зарегистрировать бренды, позволяет использовать их для продаж различной бытовой техники. Это плиты, роботы-пылесосы, кофемашины, холодильники, микроволновки, электрочайники и т. п., даже машины для изготовления сосисок и аппараты для производства газировки. Среди товаров, для которых может использоваться бренд Vionic, указан также шлем виртуальной реальности и перчатки для него. Обе заявки находятся на рассмотрении Роспатента.

Развивать продажи электроники под собственными брендами, по всей видимости, будет «Яндекс.Маркет». Его представитель подтвердил «Ведомостям», что компания работает над этим направлением и подала документы на регистрацию брендов Vionic и Tuvio. «Их регистрация действительно связана с планами по развитию собственных торговых марок электроники и бытовой техники. В будущем под этими брендами может появиться широкий круг товаров, например холодильники, стиральные машины и чайники», – сообщил собеседник. Компания ведет переговоры с потенциальными партнерами по производству техники, добавил он, не став раскрывать детали.

По его словам, в марте 2022 г. «Маркет» уже начал выпускать аксессуары для смартфонов под собственным брендом Commo. Под этой маркой продаются сетевые зарядные устройства и кабели, в дальнейшем компания планирует расширять этот перечень, добавил представитель «Яндекс.Маркета».

О намерении развивать продажи электроники под собственными брендами весной сообщили также «Сбер» и Ozon. Банк представил линейку умных телевизоров под брендом Sber, работающих на операционной системе «Салют ТВ», с виртуальными ассистентами, которые обеспечивают голосовое управление. Ozon осенью прошлого года выкупил торговую марку телевизоров Hartens и сообщал о планах выпуска свыше 100 000 телевизоров для продажи на своей платформе. Представитель Ozon подтвердил, что эти планы в силе, компания планирует расширять ассортимент этой линейки. В пресс-службе «Сбера» на момент публикации не ответили на запрос «Ведомостей».

Ситуация на российском рынке сегодня представляет собой хорошую возможность для запуска собственных марок и развития отношений с поставщиками, обращает внимание генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Речь идет как о прямом импорте, поставках из других стран, так и о партнерствах с российскими поставщиками», – говорит эксперт. По его словам, среди зарубежных стран поставщиками могут стать компании из Турции и Китая, с меньшей вероятностью – Индии.

Продажи бытовой техники и электроники под собственными торговыми марками (СТМ) ритейлеров за 2021 г. составили более 60 млрд руб., сообщали «Ведомости» со ссылкой на исследовательскую компанию GfK. Это на 42% больше, чем было в 2020 г.

«Маркетплейсы становятся все более крупным каналом, в том числе на рынке техники. И для них становится перспективным запуск собственных марок. В условиях ухода с российского рынка целого ряда международных брендов, когда возникают серьезные проблемы с гарантийным обслуживанием техники, уже находящейся на руках у потребителей, маркетплейсы могут стать сильным игроком на рынке во всех ключевых категориях», – резюмировал Бурмистров.

Один из двух регистрируемых брендов – Vionic – уже используется американским производителем обуви, которая продается в том числе и в России. Теоретически правообладатель этого бренда обуви может быть недоволен тем, что крупнейшая компания регистрирует сходное обозначение, обращает внимание партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников. По словам юриста, правообладатель может заявить, что заявка «Яндекса» – это акт недобросовестной конкуренции, а регистрация знака может ввести потребителей в заблуждение. «Но такая позиция требует огромной работы по доказыванию, которая может с высокой вероятностью не увенчаться успехом», – отметил он. В целом, сходные и даже тождественные торговые знаки могут существовать одновременно, если они зарегистрированы для разных товаров и услуг, добавил Ситников.

С ним согласна и патентный поверенный Алина Акиншина, сооснователь и генеральный директор компании «Онлайн патент»: «Регистрация товарных знаков осуществляется не в «общем виде», для всех возможных видов деятельности, а в отношении определенных товаров (или услуг) по классам Международной классификации товаров и услуг». В качестве примера эксперт привела товарный знак Windows, права на который на территории России принадлежат не только корпорации Microsoft, но и фирме «Альфатехформ», но только в классе чистящих средств, а также средств гигиены и парфюмерии. «Это логично, в противном случае все привлекательные бренды давно были бы зарегистрированы», – заключила Акиншина.