Tele2 может использовать этот бренд и по истечении соглашения со шведским правообладателем

Срок действия соглашения должен истечь в сентябре 2023 года
Максим Стулов / Ведомости

У российского телекомоператора Tele2 (ООО «Т2 мобайл») в сентябре 2023 г. истекает срок действия контракта со шведской Tele2 AB на использование бренда Tele2. Об этом рассказали «Ведомостям» источник, близкий к оператору, и гендиректор крупной IТ-компании. Tele2 в указанный срок проводить ребрендинг не собирается, категорично заявил представитель оператора.

Представитель шведской Tele2 Фредрик Холлстон отказался раскрывать «Ведомостям» срок окончания действия контракта на использование бренда Tele2 российским оператором, сославшись на конфиденциальность соглашения. Он уточнил, что шведская компания не планирует продлевать разрешение на использование бренда после истечения срока. Права на товарный знак никак не влияют на использование оператором лицензии на оказание услуг связи, т. е. по истечении срока контракта со шведской компанией российский оператор сможет и дальше обслуживать абонентов.

Право использования бренда истекает на следующий день после последнего дня контракта, если иные условия не прописаны в контракте, отмечает патентный поверенный, управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. По его словам, лицензионный договор регулирует финансовые условия, но правообладатель может разрешить использовать бренд даже на словах, без зарегистрированного лицензионного договора.

В то же время, говорит собеседник «Ведомостей» в одной из юридических фирм, стороны могли заранее подписать допсоглашение, регулирующее отношения с брендом Тele2, до введения санкций против акционера оператора (в данном случае «Ростелекома». – «Ведомости»). Если вопрос не имеет мирного разрешения, у российской компании всегда есть возможность оспорить отказ от бренда в местных судах, которые с высокой долей вероятности могут решить дело в пользу оператора «из-за санкционных аспектов» вопроса, считает он.

Стороны действительно могут предусмотреть условия переходного периода в контракте, подтверждает адвокат, партнер и глава практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Birch Legal Екатерина Тиллинг. Как правило, такой переходный период может быть нужен для завершения договорных отношений с третьими лицами или демонтажа вывесок, приводит примеры она. Тиллинг уточнила, что стороны сами, исходя из конкретных нужд, могут установить срок такого переходного периода, после которого использование бренда уже будет считаться нарушением.

Как Tele2 пришла в Россию

ВТБ выкупил российского оператора у шведской Tele2 в марте 2013 г. В октябре того же года было объявлено о слиянии мобильных активов «Ростелекома» и «Tele2 Россия» в единую компанию ООО «Т2 РТК холдинг». В новой компании структуры ВТБ и ее партнеры по сделке с «Tele2 Россия» получили не менее 55%, доля «Ростелекома» составила 45%. В феврале 2020 г. «Ростелеком» сообщил о выкупе еще 55% «Т2 РТК холдинга».

Любое не согласованное с иностранным правообладателем использование бренда Tele2 будет расценено шведской компанией как нарушение исключительных прав, поэтому компания может обратиться в суд, полагает Тиллинг. «В последней судебной практике есть решения, когда обращение в суд иностранной компанией из недружественной РФ юрисдикции было расценено как недобросовестное поведение, – отмечает юрист. – Но по общему принципу при оценке действий той или иной стороны судами все же принимается во внимание конкретное поведение иностранной компании, а сама по себе принадлежность к недружественной стране не свидетельствует о том, что имели место действия, которые можно оценить как злоупотребление правом».

После истечения договора в ближайшее время шведская компания может подать иск о запрете использования бренда Tele2 и потребовать двойную стоимость лицензионного платежа, продолжает Зуйков. По его оценкам, речь будет идти о взыскании компенсации в размере нескольких десятков миллионов долларов. Впрочем, на текущий момент никакого законодательного или судебного запрета на обращение в суд за защитой прав правообладателей из недружественных стран нет, уточняет он.

Игнорирование запрета правообладателя на использование бренда может порождать юридические последствия, предупреждает советник антимонопольной практики МЭФ Legal Оксана Павлухина. По ее словам, к российской компании могут быть предъявлены требования о взыскании компенсации (убытков) в размере от 10 000 до 5 млн руб. за незаконное использование обозначения. Кроме того, правообладатель может обратиться в антимонопольный орган с заявлением о признании в действиях нарушителя акта недобросовестной конкуренции. В таком случае это влечет за собой штраф в размере от 0,01 до 0,15 суммы выручки правонарушителя от реализации товара на профильном для реализации товара рынке.

За 2021 г. «Ростелеком» заработал 580,1 млрд руб. (более свежих данных пока нет). Показатель OIBDA/EBITDA составил 37,7 млрд руб., операционная прибыль – 73,7 млрд руб., чистая прибыль – 31,8 млрд руб. Абонентская база компании составила 47,5 млн пользователей (с учетом MVNO «Ростелекома»).