Роскомнадзор увеличивает мощность системы «Антифрод» вдвое

Серверы «Тринити» и «Аквариус» защитят абонентов от телефонных мошенников
«Аквариус»

Роскомнадзор наращивает инфраструктуру для борьбы с телефонным мошенничеством «Антифрод». В конце июня подведомственное регулятору ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ) провело закупку серверов и жестких дисков на общую сумму 43,5 млн руб., указано в закупочной документации, с которой ознакомились «Ведомости».

Основную часть закупки, на которую приходится около 40 млн руб., составляют 14 серверов «Аквариус» T50 D212CF по 2,88 млн руб. за штуку. Помимо этого ГРЧЦ приобрел 40 жестких дисков Toshiba за 1,5 млн руб., 14 лицензий ОС Astra Linux Special Edition за 1,4 млн руб. и кабельные органайзеры на 107 800 руб.

Как пояснил «Ведомостям» представитель ГРЧЦ, перечисленное в закупке оборудование планируется использовать для развития системы «Антифрод». «В 2023 г. будет увеличено количество узлов, необходимых для подключения региональных операторов связи», – уточнил он.

В 2022 г. для создания системы «Антифрод» уже были закуплены серверы производителя «Тринити» и на сегодняшний день общее количество используемых системой серверов составляет 26 единиц, добавил представитель Роскомнадзора. Таким образом, количество серверов увеличено более чем в 2 раза.

«Тринити» и «Аквариус» – отечественные вендоры оборудования. Продукция этих компаний входит в реестр Минпромторга. «Тринити» разрабатывает серверы на базе иностранных платформ Supermicro, AIC и Intel, следует из информации на сайте вендора. В серверах «Аквариуса» также используются иностранные комплектующие – процессоры Intel, указано на сайте разработчика.

Система «Антифрод» была запущена в декабре 2022 г., сообщали «Ведомости». Она блокирует мошеннические звонки с подменных номеров. Как уточняла в июне 2023 г. пресс-служба Роскомнадзора, за время своей работы она предотвратила 263,3 млн мошеннических звонков с подменных номеров. В мае количество таких звонков снизилось на 18% по сравнению с апрелем и составило 58 млн.

Также пресс-служба Роскомнадзора в июне сообщала, что к «Антифроду» уже подключилась большая четверка телекомоператоров, а до марта 2024 г. к ней подключатся все операторы связи. Оператор подключается к системе бесплатно, но за неподключение предусмотрен штраф от 600 000 до 1 млн руб.

Впрочем, система еще не заработала в полную силу, следует из ответов операторов связи «Ведомостям». Представитель «Мегафона» уточнил, что с декабря 2022 г. оператор подключен только «к одному из модулей этой системы в тестовом режиме». «Для «Мегафона» со стороны ГРЧЦ установлен срок подключения к системе «Антифрод» – сентябрь 2023 г.», – добавил он. То же самое заявили и представители Tele2 и «Билайна».

Параллельно все операторы осуществляют блокировки мошеннических звонков с подменных номеров при помощи собственных систем, рассказали «Ведомостям» их представители. Например, «Мегафон» со своей стороны заблокировал таким образом более 154 млн вызовов, не прошедших верификацию.

Система оператора работает с 2019 г. При этом оператор дорабатывает ее, чтобы она соответствовала полученным от Роскомнадзора техническим условиям и могла выступать в качестве узла верификации государственной системы «Антифрод», добавил представитель «Мегафона».

У Tele2 аналогичная система работает также с 2019 г. По словам представителя компании, ежедневно с помощью верификации удается предотвратить порядка 1 млн мошеннических попыток вызовов на сеть Tele2. Сейчас компания работает над интеграцией в систему своих MVNO-партнеров («Сбермобайл», «ВТБ мобайл», «Тинькофф мобайл»).

В 2022 г. операторы большой четверки объединили свои антифрод-системы для блокировки мошеннических вызовов на своих абонентов, сообщил представитель «Билайна» и подтвердил представитель Tele2. Операторы связи внедряют антифродовые сервисы, сотрудничают между собой и с банками, отслеживая и блокируя вызовы с подмененными номерами, отметил представитель МТС.

263,3 млн

мошеннических звонков с подменных номеров предотвратила система Роскомнадзора «Антифрод» с момента запуска в декабре 2022 г.

Но для решения проблемы телефонного мошенничества по всей стране требуется организация проверки входящего номера телефона между всеми операторами в РФ, продолжил представитель «Билайна». Для этого и создается единая система Роскомнадзора, пояснил он.

Система, которую создает Роскомнадзор, будет эффективной только в случае ее объединения с системами самих операторов, подтверждает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. «Сказать, что число случаев телефонного мошенничества существенно снизилось, нельзя. Таких случаев становится больше, из-за того что число людей, занимающихся телефонным мошенничеством, к сожалению, увеличивается», – добавил Кусков.

При этом технических проблем для такой интеграции в случае согласования технических заданий со всеми участниками системы возникнуть не должно, считает глава комитета «Вычислительная техника» Ассоциации разработчиков и производителей электроники Максим Копосов.

«В рамках одной информационной системы, построенной на современных серверах архитектуры x86, можно использовать серверы разных производителей, однако встречаются задачи, где программная и аппаратная часть должны быть согласованы с каким-либо регулятором, – объясняет он. – То есть в реальности ПО и серверы совместно работать будут, но бумагу, подтверждающую допустимость такой замены, нужно отдельно согласовывать».

Представитель «Аквариуса» от комментариев отказался.