Путин поручил заняться приземлением сетевых компьютерных игр

Их нужно будет перенести на российские серверы и в доменную зону .ru
Андрей Гордеев / Ведомости

Президент России Владимир Путин призвал реализовать предложение о создании отдельного органа регулирования сетевых игр, а также о переносе их на серверы, расположенные на территории России, и на домены в зоне .ru. Эти предложения обсуждались на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, которое глава государства провел 19 октября.

Первоначально с инициативой по созданию отдельного игрового регулятора в ходе заседания выступил глава исполнительного комитета Федерации бокса России Умар Кремлев. Он отметил, что играми в интернете занимаются американские и канадские компании. «Около $5 млрд примерно оборот, который выводится через зону .com за границу», – сказал Кремлев. В некоторых играх пропагандируются «антигосударственные ценности», отметил он: «Все российское там – все плохое. Вот, например, в одной из игр там стреляешь, если ты убьешь русского, получаешь баллы» (цитаты по сайту РБК). Он не уточнил, о какой игре идет речь.

Новый регулятор, по его мнению, сможет при необходимости блокировать такие игры. Те компании, которые хотят работать в России, должны будут регистрировать свои игры в домене .ru, размещать на территории страны ПО и серверы, а также открывать локальный офис, сказал Кремлев.

Путин эту идею поддержал. «Почему это не сделать? Действительно, серверы должны находиться там», – ответил президент. «Нужно не проработать, а сделать это», – добавил он. «Мы любим и Канаду, и США, но зарабатывать на нас, тем более в таком негативном ключе... Зачем мы это разрешаем?» – удивился Путин.

На февраль 2022 г. порядка 90% российского рынка видеоигр приходилось на крупные зарубежные платформы, включая Steam, Xbox и т. п., пояснял «Ведомостям» изменения рынка в прошлом году независимый эксперт Александр Кузьменко. Но после начала СВО эти компании ушли из России. Расположение серверов эти компании никогда не раскрывали.

В 2021 г., по данным разработчика и паблишера My.Games, совокупный объем российского рынка видеоигр достиг 177,4 млрд руб. За 2022 г. аналогичное исследование не проводилось. 48% от этой суммы, или 85 млрд руб., пришлось на игры для ПК. Российский рынок онлайн-игр в 2022 г. упал на 80% к 2021 г., приводили данные аналитики РАЭК. В 2021 г., по их данным, он был равен 99,2 млрд руб.

«Текущее предложение находится в рамках последовательной и давно обозначенной логики хранения информации на территории России. На мой взгляд, это более чем разумно, когда речь идет о персональных данных [играющих]. В ЕС есть свой закон о работе с персональными данными, в том числе игроков, – GDPR», – отмечает сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов.

Требование разместить серверы в России может означать как физическое размещение вычислительных мощностей на территории РФ, так и хранение данных в российских дата-центрах, рассуждает он. Но пока формулировка президента довольно широкая, что всегда характерно для поручений высокого уровня, добавляет эксперт.

Доменное имя и местонахождение сервера, увязанные в этой инициативе, не связаны, объясняет руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников. «В домене .com могут находиться сайты, серверы которых расположены в России, так же как в домене .ru могут быть серверы, расположенные за пределами страны», – объясняет он. «В целом инициатива понятна с точки зрения чиновников, но, кажется, не очень реализуема в нынешних условиях. Только если закрывать интернет от внешнего мира», – рассуждает основатель Watt Studio Егор Томский.

Серверы онлайн-игр в большинстве случаев находятся близко к пользователям, для того чтобы была минимальная задержка сигнала, что очень важно в соревновательных играх, продолжает Овчинников. «Поэтому предполагаю, что большинство серверов онлайн-игр и так расположены в России», – рассуждает он.

У любых популярных игровых проектов в России всегда есть серверы, которые находятся на территории нашей страны, подтверждает Кузьменко. «Это в первую очередь связано с удобством для игроков. Чем ближе к твоему городу проложен условный интернет-провод, тем быстрее и комфортнее тебе будет играть в режиме реального времени», – объясняет он.

Как правило, от предложения президента или других государственных акторов, обладающих правом законодательной инициативы, до конкретной реализации проект проходит серьезную эволюцию, продолжает Сахнов. «Если поручение будет принято, что называется, по максимуму, то под требование о хранении данных в России могут подпасть Steam и другие магазины игр, а также данные игроков на серверах конкретных игр. Исполнение этого требования может взять на себя как разработчик, так и издатель», – объяснил он.

В частности, все серверы и сервисы Lesta Games (издает в России «Мир танков» и «Мир кораблей») уже давно находятся в России, рассказала руководитель московского подразделения группы Гаухар Алдыярова. «Этот подход не только соответствует правилам ведения честного бизнеса, но и позволяет оказывать лучший сервис для нашей аудитории размером в 55 млн игроков. Перенос всех серверов, вернее, развертывание серверов в России заняло у нас немного времени, а общий совокупный объем инвестиций составил в 2023 г. около 600 млн руб.», – уточнила она.

Сейчас уже есть площадки VK Play и RuStore, данные которых хранятся в России, но крупные иностранные платформы не заинтересованы в наличии новых серверных мощностей на территории России, так как сейчас это несет целый ряд рисков, в том числе финансовых, напомнил Сахнов. «Если российский рынок станет коммерчески более привлекательным, платформы и издатели будут вынуждены принимать такие инициативы, так как зарабатывать деньги – это их основная задача. Сейчас же российский рынок видеоигр довольно небольшой: 1–1,5% мирового», – резюмировал Сахнов.

В 2022 г. глобальный рынок видеоигр составил $184,4 млрд против $194,7 млрд в 2021 г., показав падение на 4%, подсчитали в компании Newzoo. По оценке аналитиков, к 2025 г. объем рынка может составить $211,2 млрд.