Для российского аналога Microsoft Office нашли ИИ в Сбербанке

Эксперты считают технологию перспективной, но не уникальной
Алексей Орлов / Ведомости

Искусственный интеллект (ИИ) от «Сбера» GigaChat интегрировали в российский аналог Microsoft Office – пакет офисных программ «Мойофис». Технологию считают перспективной для использования в офисных программах, но уже активно используемой в зарубежных решениях.

Российский разработчик аналога Microsoft Office внедрил GigaChat в пакет офисных программ «Мойофис», рассказал «Ведомостям» представитель компании-разработчика. Также нейросеть интегрирована в почтовый клиент Mailion и рабочий мессенджер Squadus, добавил он. Сотрудничество по интеграции GigaChat в «Мойофис» подтвердил представитель «Сбера».

Сейчас стороны находятся в процессе обсуждения монетизации новой опции, добавил представитель «Мойофиса». «В настольных редакторах GigaChat помогает решить задачи генерации текста и подготовки шаблонов для ответов», – продолжил он. «Мойофис» разработал визуальный конструктор, с помощью которого нейросеть может сформировать, подготовить или изменить документ с учетом заданной тональности, стиля переписки и планируемой задачи, добавил он.

В Mailion GigaChat воссоздает краткое изложение из цепочек писем и определяет круг задач на его основе. В мессенджере на этой технологии разрабатывается цифровой ИИ-ассистент, который формирует панель задач на основе всех коммуникаций (как диалогов, так и писем) и выстраивает календарь для пользователя.

«Сбер» и наша компания-партнер SberDevices сотрудничает с компанией «Новые облачные технологии» (юрлицо компании «Мойофис». – «Ведомости») в рамках внедрения ИИ-инструментов в продукты «Мойофис». Сотрудничество оформлено на коммерческих условиях», – отметил представитель «Сбера».

Коммерческие условия сотрудничества и объем инвестиций в проект стороны не раскрывают.

«Сбер» стал первым партнером «Мойофиса» в сфере ИИ, добавил гендиректор разработчика Павел Калякин. Но об эксклюзивном сотрудничестве со «Сбером» речи не идет, отметил он, в компании «открыты к сотрудничеству с другими игроками этого рынка». По его словам, выбор «Сбера» связан с тем, что целевой сегмент для компании – крупные корпоративные заказчики, с которыми банк имеет опыт работы.

Использование нейросетей в текстовых файлах и почтовых клиентах – не новая разработка, но перспективная, она уже активно используется в зарубежных решениях, рассказали «Ведомостям» опрошенные эксперты.

«Новые облачные технологии»

Под брендом «Мойофис» работает компания «Новые облачные технологии» (НОТ) – российский разработчик офисных решений для общения и совместной работы с документами. Компания была основана в 2013 г. Дмитрием Комиссаровым, сейчас он занимает пост директора по разработке и развитию продуктов компании. 63,8% ООО «НОТ» принадлежит АО «Лаборатория Касперского», еще 22,5% – у бывшего топ-менеджера «Ростелекома» Андрея Чеглакова, остальное – у группы физлиц. Выручка по РСБУ за 2022 г. составила 3,3 млрд руб. (841 млн руб. в 2021 г.), чистая прибыль – 386 млн руб. (в 2021 г. – убыток 1,4 млрд руб.).

Microsoft создал цифрового помощника Microsoft 365 Copilot, который уже интегрирован в большинство приложений корпорации, напоминает гендиректор облачной системы управления бизнесом S2 Андрей Батарин. «В Word он помогает писать тексты, в Excel – анализировать данные с помощью запросов на естественном языке, в PowerPoint – создавать презентации из одного текстового запроса, в Outlook – писать и отвечать на письма, генерировать саммари из входящих за неделю», – отметил он. Аналогичные сторонние расширения есть для Gmail, почтового клиента Google, добавил эксперт. «Использование ChatGPT и подобных технологий для генерации текстов, выводов на основе данных в бизнесе или для повседневных задач – уже не вопрос, применять или нет, а новая реальность и обязательный навык», – резюмировал Батарин.

В феврале количество пользователей ChatGPT во всем мире достигло 100 млн человек, сообщало Reuters. В январе чат-бот ежедневно использовало около 13 млн уникальных аккаунтов, что более чем вдвое превышает количество посещений за декабрь 2022 г., сообщали «Ведомости» в начале года. В то же время аудитория GigaChat в октябре 2023 г. достигла 1 млн человек, говорил вице-президент по цифровым поверхностям «Салют» Сбербанка Денис Филиппов на презентации нового поколения алгоритма.

«Сейчас персональных ассистентов на базе ИИ встраивают во множество бизнес-приложений, таких как офисные пакеты, почтовые клиенты, мессенджеры, CRM-системы и сервисы бизнес-аналитики», – согласен с Батариным основатель и продюсер разработчика и производителя робототехнических EdTech-наборов «Роббо» Павел Фролов. Среди возможных сценариев использования ИИ он называет автоматические ответы на сообщения, массовые рассылки, краткие изложения текстов и др. «Однако большой проблемой прототипов персональных ассистентов на базе ИИ является их неспособность отличать правду от лжи. Они легко могут начать «галлюцинировать» в своих ответах, выдумывая несуществующие факты, компании и т. п.», – констатировал эксперт.

Сама по себе интеграция технологий типа ChatGPT или GigaChat не является технически сложной задачей, отмечает гендиректор коммуникационного агентства iTrend Павел Житнюк. «Для ChatGPT и подобных сервисов продажа доступа к своим мощностям через API – это одна из бизнес-моделей. Поэтому они имеют хорошо развитое, задокументированное API (протокол доступа, через который сторонние приложения и сервисы могут подключаться, делать запросы в системе и забирать данные. – «Ведомости»)», – отметил он. Как правило, продолжил Житнюк, использование таких программ тарифицируется по количеству использованных запросов (токенов) в систему, при этом один запрос обходится «очень дешево – в сотые доли цента». Например, подписка на платную версию GPT-4 стоит $20 в месяц.

«Компании и пользователи готовы платить за сервисы, которые сокращают временные затраты на рутинные задачи, а AI-сервисы как раз в целом именно эти задачи решают», – резюмировал Житнюк.