Roblox стал самой скачиваемой мобильной игрой в России в 2023 году

Весь рынок мобильных приложений вырос по числу загрузок на 4%
Roblox

Количество установок мобильных игр из App Store и Google Play среди российских пользователей выросло год к году на 4% и составило по итогам 2023 г. 2,73 млрд. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель международной исследовательской компании Data.ai (ранее App Annie). В 2022 г. число загрузок в России снизилось на те же 4% по сравнению с 2021 г. и составило 2,63 млрд. По данным компании, весь российский рынок мобильных приложений и игр в сумме остается шестым по размерам в мире, показывая рост в 1% в общем объеме скачиваний из App Store и Google Play.

В 2023 г. лидирующее место по загрузкам занял Roblox, который скачали 10 млн раз. Второе место с 9,36 млн скачиваний занял новый проект Gacha Life 2 – симулятор создания персонажа в стиле аниме. Но в топ также поднялись и старые проекты, которые существуют с середины 2010-х гг., отмечает директор продукта корпоративного мессенджера Compass Евгений Перов. Например, Subway Surfers получил новую жизнь на волне бума на лайф-киллеры, привел он пример.

«Если опираться на данные из Data.ai, более 80% топа загрузок в РФ сменилось по сравнению с 2022 г. Некоторых проектов даже не существовало до середины 2023 г.», – говорит Перов. Взрывной рост показала игра Melon Sandbox – российское приложение, число скачиваний которого выросло за год на 66 000%, его установили 5,91 млн раз. Игра Royal Match (8,93 млн скачиваний) показала рост на 3000% по сравнению с 2022 г. В 2022 г. в топ-5 игр по количеству скачиваний входили Subway Surfers, Roblox, Geometry Dash, Going Balls и Durak Online.

Основными драйверами роста рынка мобильных игр в 2023 г. стали гиперказуальные игры (+11%), показывавшие падение на 15% годом ранее, рассказывает представитель Data.ai. Количество загрузок стратегических игр выросло на 22% за счет усиления присутствия азиатских разработчиков и запуска ряда новых проектов, продолжает Перов. За счет наращивания объема привлечения пользователей ранее популярных проектов из Турции и вывода ряда новых игр от разработчиков из Азии загрузки казуальных игр по типу «три в ряд» (Match) возросли на 12%, а головоломок – на 7%, добавил представитель Data.ai.

Представитель Data.ai отказался раскрыть данные по выручке магазинов приложений (In-App Purchase Revenue), так как «после начала СВО платформы ограничили возможности монетизации и приема платежей из России». По его словам, объем используемых сейчас сторонних способов оплаты игр и сервисов «измерить тяжело». «Часть игроков, находящихся в России, перенесли свои учетные записи, привязав их к магазинам приложений соседних стран – Казахстана, Узбекистана, Армении и др., где нет ограничений. В результате мы можем видеть рост выручки в этих странах, но не в России», – поясняет он.

По словам Перова, согласно отчетам 2022 г., россияне потратили на мобильный гейминг около $1,6 млрд. «Финальная сумма за 2023 г. может составлять около $1,8 млрд, так как российские пользователи регистрировали зарубежные аккаунты в сторах, чтобы получить доступ к контенту, который недоступен в России, в том числе игры», – уточняет Перов.

Несмотря на введенные App Store и Google Play ограничения, российские операторы связи поддерживают оплату зарубежных сервисов и помогают оплачивать приложения в сторах, говорит Перов. Легче всего пользователям Apple, которые покупают игры через мобильных операторов, в частности через МТС и «Билайн», отмечает основатель Infinite Art Solutions Алексей Печенин.

«С Google Play чуть сложнее. Игроки оплачивают внутриигровые покупки и игры через AppGallery, следующий самый крупный магазин приложений после App Store и Google Play. Он доступен на Android, и именно с помощью него пользователи покупают недоступные в стране игры. Там можно оплатить покупки любым удобным способом, даже через российские карты», – уточняет Печенин. Для мобильных игр сторонних способов оплаты практически не существует, сетует сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов. «Apple старается дать альтернативу в виде платежей через мобильных операторов, в то время как Google не предложила россиянам адекватной замены. Некоторые игроки используют подарочные коды, но для мобильного рынка такую практику трудно назвать массовой», – добавляет Сахнов.

«Появилось много способов оплаты приложений – это и услуги операторов, банков, сервисы. Люди освоились с ограничениями и уже не испытывают дискомфорта», – считает сооснователь Watt Studio Егор Томский.

«В каждой конкретной игре доля платящей аудитории составляет 1–2%. То, что игроки не имеют возможности платить, в целом не сильно сказывается на их желании играть. Потребность в играх никуда не делась, и я вполне верю в ежегодный рост объема загрузок на 4–5%. Он обусловлен как небольшим расширением играющей аудитории, так и увеличением времени, которое россияне тратят на игры», – говорит Сахнов.

Также не стоит забывать про то, что на Android существует RuStore, позволяющий производить оплату с российских карт, отмечает Сахнов. «Какое-то время он не воспринимался как полноценная замена Google Play. Но сейчас я вижу, что все основные российские приложения уже доступны в нем, а доля иностранных игр и приложений продолжает расти. На мой взгляд, в текущих условиях RuStore стал важной альтернативой магазину от Google», – считает Сахнов. На конец октября 2023 г. ежемесячная аудитория RuStore составила 22,5 млн человек, а разработчики уже успели загрузить в магазин более 20 000 игр и приложений, отметил Печенин.

Основной фактор роста любого игрового рынка, в том числе и российского, остается прежним – регулярный выход новых игр, говорит Печенин. Каждый год появляются новые тайтлы и заинтересовывают все больше игроков, добавляет он. Но пока трудно назвать какие-то серьезные компании, работающие на мобильном рынке, которые вышли бы в Россию за последние годы, сказал Сахнов. Ограничения с платежами пока делают в целом большой российский рынок менее привлекательным, поясняет он. «Тем не менее у нас уже были переговоры с корейскими и иранскими коллегами, с разработчиками и издателями из стран БРИКС и другими производителями игр с целью показать им перспективы российского рынка, а также помочь нашим разработчикам выйти на иностранные рынки. Уверен: такие инициативы крайне позитивно скажутся на развитии отечественной игровой индустрии в 2024 г.», – заключил эксперт.