Продажи российских ноутбуков в 2023 году удвоились

Пользователей привлекали установка российского ПО и наличие гарантий
Максим Стулов / Ведомости

Реализация отечественных ноутбуков в 2023 г. по сравнению с 2022 г. выросла вдвое до 256 000 устройств, говорится в статистике IT-холдинга Fplus. В денежном выражении показатели утроились по сравнению с предыдущим годом до 8,4 млрд руб. При этом с азиатских фабрик под отечественными брендами в Россию было ввезено более 320 000 ноутбуков, это на 10% выше, чем в 2022 г., рассказал «Ведомостям» источник в одном из производителей компьютерной техники со ссылкой на таможенную статистику.

Рост интереса к ноутбукам российских брендов подтвердил представитель «М.видео-Эльдорадо». В III–IV кварталах 2023 г. в сети ритейлера более 10% продаж в количественном выражении пришлось на ноутбуки от отечественных компаний. Эта доля оказалась втрое выше, чем в аналогичном периоде 2022 г., а также в два раза больше, чем в I квартале 2023 г.

«М.видео-Эльдорадо» в конце прошлого года заключила соглашение о сотрудничестве с компанией ICL и начала продажи их ноутбуков под брендом OSiO. Ноутбуков под брендом ICL в 2023 г. было продано 112 100 штук, рассказал представитель производителя.

Доля российских брендов на рынке ноутбуков составляет уже более 8%, сообщил бизнес-аналитик Fplus Артур Махлаюк. Наибольшим спросом в минувшем году пользовались отечественные бренды Digma, Irbis и Fplus, уточнил он. Среди отечественных устройств лидируют Irbis, Fplus, Aquarius, ICL в ценовой категории до 40 000 руб., сообщил генеральный директор оператора фискальных данных «Платформа ОФД» Алексей Баров.

Но даже российские ноутбуки в основном собираются на иностранных фабриках, подчеркивает собеседник «Ведомостей» в одном из дистрибуторов. «Некоторые из них настолько формально российские, что они собраны не только из иностранных компонентов, но даже не имеют русской раскладки клавиатуры», – добавил он.

Лидером среди российских производителей ноутбуков по приросту объема продаж в штуках в 2023 г. в сети «Ситилинка» (входит в Merlion) стал бренд iRU, заявил представитель торговой компании. Число устройств, проданных в интернет-магазине, выросло за год больше чем в 6,5 раза. На втором месте идет собственная торговая марка (СТМ) Merlion Digma, продажи которой увеличились в штучном выражении в 1,7 раза и в денежном – в 2,8 раза. Продажи ноутбуков Digma выросли в 2023 г. на 50% и общая отметка продаж приблизилась к 100 000 штук за год, заявил «Ведомостям» представитель компании.

На Ozon также наблюдают интерес к отечественной технике, но пока он ниже, чем к устройствам в целом, говорит представитель интернет-магазина. По его словам, в 2023 г. продажи ноутбуков в денежном эквиваленте выросли почти в пять раз, а продажи российских брендов лэптопов – только вчетверо.

По данным аналитического ресурса «Чек индекс» «Платформы ОФД», средний чек ноутбуков отечественных марок в 2023 г. составил 37 210 руб., что на 9% выше уровня предыдущего года. Основной спрос наблюдался на доступные по ценовым характеристикам конфигурации российских ноутбуков со средним чеком в 23 000 руб., в то время как средний чек всей категории – 53 000 руб., отметил представитель Ozon. «Растущий спрос объясняется в первую очередь отсутствием доступных моделей от именитых производителей, в связи с чем для покупки недорогого ноутбука сейчас рассматриваются либо аппараты китайских производителей, либо отечественные аналоги, либо подержанная техника», – пояснил он.

В то же время в 2023 г. импортировали в целом на 40% меньше ноутбуков, чем годом ранее, – только 2,3 млн штук, рассказал «Ведомостям» представитель GS Group. Но продажи оказались значительно выше: всего в России в прошлом году, по данным Fplus, было продано 3,2 млн аппаратов всех марок на сумму 198,2 млрд руб. Это свидетельствует о росте на 14,2% в штуках и на 12,3% в деньгах год к году. Представитель «М.видео-Эльдорадо» говорит, что штучные продажи ноутбуков в целом на российском рынке за 2023 г. прибавили 10% относительно предыдущего года и составили около 3,8 млн штук.

Продажи, превышающие объем импорта ноутбуков, говорят о том, что с октября по декабрь 2022 г. приехало сразу много товаров, поэтому в 2023 г. ввезли гораздо меньше: старое надо было куда-то девать, отмечает независимый аналитик, автор vilianov.com Сергей Вильянов.

Если в 2020 г. четыре основных лидера рынка ноутбуков – американская HP, китайская Lenovo и тайваньские Asus и Acer – занимали 76% рынка, то в 2023 г. их доля сократилась до 25%, говорится в Telegram-канале GS Group. Из иностранных брендов в прошлом году в топ-5 по импорту в Россию вошли китайская Huawei (379 340 шт.), Asus (190 654 шт.), Lenovo (171 535 шт.), американская Apple (164 173 шт.) и тайваньская MSI (142 907 шт.), подсчитали аналитики компании. Причем в пятерке лидеров оказались три бренда, ввоз которых разрешен по параллельному импорту, – Asus, Apple и MSI.

В отчете GS Group также сказано, что параллельный̆ импорт стабильно снижается. Со II квартала 2022 г. на параллельный̆ импорт приходилась половина ввоза ноутбуков в Россию, а сейчас – одна треть. «Доля параллельного импорта снижается за счет того, что такие российские бренды, как F+, ICL, «Аквариус» и др., наращивают свое производство и уже выпускают около 1 млн единиц вычислительной техники», – отметил представитель GS Group.

Параллельный импорт государство взяло под жесткий контроль, «сэкономить» на нем уже не получается и нескольким дистрибуторам порой приходилось доплачивать налоги за ввоз по параллельному импорту, указал Вильянов. С другой стороны, по его словам, появилось много брендов, в первую очередь китайских, которые ввозят ноутбуки официально и предоставляют гарантию.

В 2023 г. по сравнению с 2022 г. на «Яндекс маркете» спрос на ноутбуки вырос в 1,6 раза, а в топе по количеству продаж оказались Asus, Lenovo, Apple, заявил представитель онлайн-площадки. В прошлом году покупатели также обратили внимание на модели китайских производителей – например, Huawei, игровые ноутбуки Thunderobot, Maibenben и др. В «Ситилинке» в топ-3 по объему продаж вошли Huawei, MSI и Asus, но наибольший прирост в 1,5 раза в штуках пришелся на китайский бренд Chuwi. По данным «Платформы ОФД», лидируют бренды в среднем ценовом сегменте, по цене 40 000–60 000 руб., такие как MSI, Huawei, Asus.

Драйверами прошлого года можно также назвать отложенный спрос и популярность производительных игровых моделей, которые актуальны и для решения творческих задач, комментирует ведущий менеджер товарной категории в департаменте «Компьютеры и планшеты» «М.видео-Эльдорадо» Александр Афонин.

Из других тенденций, по его словам, можно выделить рост интереса к ноутбукам с диагональю экрана от 15 дюймов – порядка 80% проданных устройств, а также увеличение представленности ноутбуков без предустановленной ОС. Благодаря возросшему спросу на российское ПО, в том числе ОС, интересу со стороны корпоративных заказчиков в продажах отечественных ноутбуков быстро растет доля СТМ ритейлеров, добавляет Баров.