Доля RuStore среди магазинов приложений заметно выросла

Сейчас он может быть установлен на каждом 20-м устройстве
Евгений Разумный / Ведомости

Отечественный магазин приложений RuStore обогнал App Store по количеству заходов в приложение, следует из статистики сервиса «Билайн.Аналитика». По этим данным, в декабре 2023 г. Google Play занимал первое место по количеству заходов в магазин – 91,2%, на втором месте RuStore – 4,07%, замыкал тройку App Store – 3,3%. У магазина Huawei было 1,15% заходов.

Годом ранее, в декабре 2022 г., на первом месте по количеству заходов в приложение был Google Play с 95,4%, на втором – App Store с 3,22%, на третьем – магазин приложений Huawei с 1%. Общее количество сессий на RuStore составляло лишь 0,25% от всех магазинов приложений.

Представитель VK (разработчик RuStore) со ссылкой на данные Mediascope рассказал, что на декабрь 2023 г. ежемесячная аудитория RuStore составила 26 млн пользователей, это примерно треть от аудитории рунета. К концу 2023 г. RuStore стал лидером среди российских и зарубежных магазинов приложений, уступая только Google Play, сформулировал собеседник.

По данным Tele2, доля отечественного RuStore среди магазинов приложений, установленных на устройства российских пользователей, выросла к 15 февраля 2024 г. до 10%. Оператор учитывал только Android-устройства, т. е. не считал заходы на App Store. Магазины Google Play и Huawei AppGallery сохранили свои доли в сети оператора – 85 и 5% соответственно, уточнил собеседник. Прочие магазины у абонентов Tele2 практически отсутствуют. «Фиксируем только незначительное число – значительно менее 1% – пользователей каталога APKPure (один из старейших сторонних каталогов игр и программ для платформы Android. – «Ведомости»)», – добавил представитель оператора.

Магазин приложений RuStore был запущен в мае 2022 г. на фоне санкций из-за начала СВО на Украине и удаления ряда российских приложений из App Store и Google Play. Его разработкой занимается VK совместно с другими IT-компаниями при поддержке Минцифры. Магазин – аналог Google Play, доступный только для устройств на базе Android. В феврале 2023 г. VK сообщала, что аудитория RuStore достигла 10 млн человек. В конце августа 2023 г. правительство России сделало обязательной предустановку RuStore на всех устройствах, которые будут продаваться в стране.

351 млн

сим-карт был зарегистрирован в России на конец 2023 г., по данным Роскомнадзора

Отказ Google от сотрудничества с китайскими Huawei и Honor не принес RuStore массовой аудитории, так как на устройствах этих вендоров установлен магазин, созданный производителями телефона, напоминает руководитель проектов EvApps Дмитрий Ентин. Теперь же основной причиной существенного прироста аудитории RuStore стала блокировка приложений российского бизнеса в Google Play, говорит он. Большинство людей пользуются возможностями, которые предлагает на Android-устройствах Google, но учитывая, что с каждым днем количество удаленных приложений, в частности банковских, возрастает, то, соответственно, растет аудитория RuStore, уточняет гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Банковские сервисы можно загрузить с официальных сайтов, но в этом случае приложения не будут обновляться автоматически, отмечает директор продукта в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов. «Кроме того, загрузка программ на сайте разработчика или Progressive Web Apps очевидно проигрывает RuStore в уровне комфорта, поэтому доля российского магазина приложений продолжит расти», – считает он.

Если представить, что сейчас уже на каждого пользователя приходится два или три устройства, тогда общее их количество [в России] может достигать 350 млн шт., считает независимый аналитик, автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Впрочем, Ентин и Перов полагают, что количество мобильных устройств, на которых установлены магазины приложений, может достигать 450–500 млн шт. По официальной статистике Роскомнадзора, в России на конец 2023 г. было зарегистрировано более 350 млн сим-карт, сообщали «Ведомости».

«Российский рынок мобильных устройств вполне может составлять больше 500 млн устройств, так как люди не ограничиваются только личными смартфонами. Часто телефоны выдает работодатель, большое количество мобильных устройств бизнес приобретает для тестирования и разработки программного обеспечения. Также необходимо учитывать планшеты, для которых сим-карты, как правило, не приобретают», – говорит Перов.

Таким образом, RuStore может быть установлен уже на каждом 20-м устройстве в России, подсчитали «Ведомости».

В дальнейшем доля RuStore продолжит расти, но важно, чтобы разработчики сервисов более активно адаптировали свои приложения под российский стор, отмечают эксперты. Сейчас аудитория RuStore растет органически и продолжит увеличиваться благодаря продвижению через аудиторию VK, резюмировал Кусков.

Представитель «Мегафона» отказался от комментариев.