Ляо Люся: «Пользователи смартфонов в России – одни из самых продвинутых в мире»

Гендиректор Vivo Ляо Люся рассказывает, какие смартфоны компания предложит россиянам и чего ожидает от контракта с FIFA на ЧМ-2018 по футболу
Гендиректор Vivo o Communication Technology Ляо Люся/ Максим Стулов / Ведомости

В Россию выходит один из крупнейших в мире производителей смартфонов – китайская Vivo. Этот выход приурочен к чемпионату мира по футболу – 2018, спонсором которого стал вендор. За год компания рассчитывает занять 5–7% российского рынка умных телефонов. Как – «Ведомостям» рассказал ее гендиректор Ляо Люся.

– Почему вы решили стать спонсором чемпионата мира по футболу? Был ли у вас опыт спонсорства подобных мероприятий?

– Мы решили стать спонсорами FIFA World Cup, потому что понимаем: чемпионат мира по футболу – самое большое спортивное мероприятие в мире, на котором можно познакомить аудиторию с нашим брендом и технологиями Vivo. Практически в каждой стране присутствия мы находим точки соприкосновения через эмоции и спорт, чтобы лучше передать ценности нашего бренда. Например, в 2016 г. Vivo стала официальным партнером по маркетингу NBA в Китае на 2016–2019 гг. В 2015 г. – спонсором Индийской премьер-лиги (IPL). А в 2010 г. Vivo заключила договор о стратегическом партнерстве с MTV в глобальном вещании музыкального ТВ.

Спонсорство дает возможность познакомить аудиторию с технологиями Vivo и, как следствие, помогает компании занять устойчивое положение на ключевых рынках.

– Каковы условия вашего спонсорского контракта с FIFA?

– К сожалению, мы не можем раскрыть детали нашего сотрудничества – это коммерческая тайна. Но точно можно сказать, что мы считаем эту инвестицию правильной и эффективной, способной помочь нам достичь намеченных целей. Аудитория Vivo и аудитория FIFA обладают схожими ценностями. Это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, амбициозные, профессиональные и уверенные в себе.

– Будут ли у вас какие-то специфические предложения для гостей и участников чемпионата – может быть, мобильные приложения?

– Безусловно, они будут. В первую очередь это официальный смартфон чемпионата мира по футболу. Для всех поклонников спорта Vivo представит в России специальный смартфон с логотипом FIFA World Cup. Мы считаем, что на время чемпионата смартфон станет своеобразным вторым экраном, на котором будет транслироваться происходящее, персональным помощником. Мы это знаем, понимаем и с учетом возможностей нашего спонсорства предоставим максимум возможностей для наших пользователей.

– Вы сами любите футбол?

– Я с большим интересом слежу за футболом, в частности за российским – ходил на несколько матчей. На одном из них случилась очень трогательная история. Один из болельщиков подошел ко мне во время матча, познакомился и подарил шарф своего клуба. И этот шарф стал для меня своеобразным символом доброжелательности и открытости русских людей.

Vivo появится в Африке и в России

Vivo Communication Technology основана в 2009 г. в Китае как суббренд компании BBK Electronics. Компания занимается производством смартфонов, аксессуаров к ним, разработкой программного обеспечения и онлайн-сервисов. Заводы и научно-исследовательские центры Vivo расположены в Китае, Индии, Индонезии и США. Компания представлена в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии. По данным IDC, бренд Vivo занимал пятое место на мировом рынке смартфонов в 2016 г. с долей 5,3%. В I квартале 2017 г. Vivo удерживал свои позиции с долей 5,2%, во II и III кварталах 2017 г. уступил место бренду Xiaomi. В 2017 г. компания планировала экспансию в страны Африки и на российский рынок. По данным «СПАРК-Интерфакса», в октябре 2017 г. была зарегистрирована компания «Виво рус». Владельцами указаны Grand Focus (Hong Kong) Limited (70%), Ляо Люся (20%) и Дин Цзяньвэй (10%).

– Чем вы еще увлекаетесь и занимаетесь помимо футбола и управления Vivo в России?

– Воспитываю двоих детей, увлекаюсь спортом, люблю борщ.

– Почему вы выходите на российский рынок именно сейчас?

– Выход в Россию – первый шаг в освоении европейского рынка. Россия – самый большой рынок в этом регионе. Мы видим, как за последние несколько лет отношение российских пользователей к китайским производителям поменялось. Несколько лет назад люди с осторожностью покупали китайские товары, но это уже в прошлом. Поэтому именно сейчас мы выводим на российский рынок смартфоны высокого качества с конкурентной ценой. Кроме того, партнерство с FIFA World Cup и проведение мирового первенства по футболу в России стали самым подходящим временем для выхода на рынок.

– Где вы присутствуете помимо Китая? Какие рынки за пределами домашнего вы считаете ключевыми?

– Vivo присутствует в 20 странах и регионах Азии, включая Индию, Индонезию, Малайзию, Мьянму, Филиппины, Таиланд, Вьетнам. У нас есть обширная международная сеть дистрибуторов и ритейлеров с розничными магазинами в 373 городах за пределами Китая.

Безусловно, сейчас Россия для нас ключевой рынок за пределами Китая. Мы принимаем во внимание потребности российских пользователей и учитываем это в планировании продуктовой линейки. Россия, как один их крупнейших мировых рынков, представляет для нас огромный интерес. К концу 2018 г. мы рассчитываем занять 5–7% российского рынка.

– Чем Россия отличается от рынков, о которых вы говорите, и сильны ли отличия?

– В последние несколько лет рынок смартфонов в России в целом показывает положительную динамику – это рост продаж и числа пользователей смартфонов. Стоит также отметить, что пользователи смартфонов в России – одни из самых продвинутых в мире. В нашей стратегии, коммуникациях, продажах, ценообразовании мы учитываем эту особенность российского пользователя.

Мы видим это из цифр по продажам – рынок смартфонов в России наметил заметное ускорение в 2017 г. Несомненно, свое влияние оказало и начавшееся еще в прошлом году снижение курсов валют, и стабилизация рынка.

– В России уже работают все крупнейшие китайские производители смартфонов. Где вы видите свою нишу и в чем ваше конкурентное преимущество?

– Наш основной подход – «бен фен», что означает индивидуальную ответственность. Мы не подражаем другим брендам, а развиваем свои собственные ценности и особенности.

Одно из наших главных конкурентных преимуществ – первая в своем роде фронтальная камера с разрешением 24 мегапикселя для съемки идеальных селфи, а также функция ультразвукового сканирования отпечатков пальцев на переднем экране под дисплеем.

– На какой ценовой сегмент вы нацелены?

– Наш основной ценовой сегмент – middle high. Vivo – это высокотехнологичные смартфоны с хорошей камерой, дизайном и музыкой. Ценовой диапазон, в котором мы конкурируем с другими производителями, – 20 000–30 000 руб. В России на старте продаж будет доступно четыре модели смартфонов: флагманы V7 и V7+ и более бюджетные модели – так называемые рабочие лошадки Y65 и Y53.

– Как вы планируете построить свое продвижение в России?

– У нас есть своя стратегия продаж и продвижения бренда. В ближайшем году, безусловно, мы будем в большей степени фокусироваться на футболе и околофутбольной теме, активируя такие каналы, как социальные сети, digital, ТВ и офлайн. С точки зрения стратегии продаж это фокусировка как на офлайн-, так и онлайн-каналы, полное покрытие России.

Помимо повышения доступности нашей продукции мы также планируем сосредоточиться на разработке продуктов, ценообразовании, стратегическом партнерстве и качестве обслуживания клиентов. Мы уверены, что эти меры позволят нам расти на новых для нас рынках.

– Сколько собираетесь инвестировать в продвижение в России в ближайший год?

– Мы не можем назвать точных цифр, но это абсолютно обоснованные траты.

– Будете ли вы строить свою розницу? Есть ли уже у вас договоренности о сотрудничестве с российскими электронными ритейлерами? С какими?

– Конечно, мы думаем о собственной рознице. Но ее построение – задача будущих лет. На первом этапе мы будем сотрудничать с такими крупными федеральными ритейлерами, как «Эльдорадо», «М.видео», «Ноу-хау» и др. Узнаете больше после 16 декабря, когда стартуют наши продажи в России.