Российские бизнесмены инвестировали несколько миллионов долларов в иранские Amazon и Avito

Президент фонда Parus Capital, бывший акционер Qiwi Андрей Муравьев и управляющий партнер Parus Capital Борис Синегубко инвестировали в онлайн-ресурсы Ирана DigiKala, Divar и Sheypoor. Это "Коммерсанту" рассказал Синегубко. DigiKala он назвал лидером иранского рынка e-commerce (более 80% рынка) и "местным Amazon". Divar и Sheypoor, по его словам, доминируют на рынке электронных объявлений, он сравнил их с Avito. По данным "Коммерсанта", DigiKala сейчас оценивается менее чем в $400 млн, но фонды, которые рассматривают возможность инвестиций в иранские компании, считают, что в течение ближайших пяти лет стоимость DigiKala вырастет до $3-4 млрд.

Совладельцами иранских интернет-активов Синегубко и Муравьев стали около полугода назад, когда решили вложить инвестиции в шведскую Pomegranate Investment, основанную гендиректором Vostock New Ventures Пером Бриллиотом специально для работы в Иране. Минувшей осенью акционерами Pomegranate также стали основатели Avito Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. На текущий момент Pomegranate получила около $25 млн. 4 марта объявлено о частном pre-IPO размещении Pomegranate на общую сумму до 75 млн евро, а на следующий год запланировано IPO компании в Стокгольме.

Pomegranate владеет 9,4% в иранской инвесткомпании Sarava и планирует увеличить долю до 15%. Sarava владеет сейчас 51% DigiKala и планирует нарастить долю до 60%, а также 20% группы Cafebazaar/Divar и 15% Sheypoor, где еще 28,8% у Pomegranate напрямую. Синегубко уточнил, что совладельцами Divar он и Муравьев стали через участие в Sarava. Он полагает, что у Ирана огромный потенциал развития интернет-бизнеса, больше половины населения страны - молодежь, готовая применять технологии. Одновременно он признает и "огромные риски" инвестирования в Иран, поскольку страна может "поддаться на провокацию" во внешней политике и снова попасть под санкции Запада.