Налог на роскошные автомобили могут привязать к их стоимости

Правительство собирается привязать налог на роскошные автомобили к их стоимости, а варианты с мощностью и объемом двигателя отставлены
М. Новиков для Ведомостей

Вчера на совещании у председателя правительства Дмитрия Медведева обсуждалась модернизация налоговой системы. Менять даже часть НДС на налог с продаж в ближайшие годы правительство не собирается (см.врез). Зато на совещании решили проработать привязку налога на роскошные автомобили к их стоимости, сообщили два федеральных чиновника, знакомых с итогами совещания. Речь идет только об очень дорогих автомобилях, критерии предстоит продумать, объясняет один из них. По словам чиновников, в какой форме будет воплощен налог, не решено: может быть и транспортный налог, и госпошлина при регистрации сделок, и импортная пошлина.

Налог на сверхпотребление для дорогих машин поручил ввести президент Владимир Путин – в предвыборных статьях и «инаугурационном» указе. Летом Минфин внес в правительство поправки в Налоговый кодекс, вводящие с 2013 г. дополнительный транспортный налог для автомобилей с двигателем мощностью свыше 410 л.с., выпущенных после 2001 г. Ставка для них повышалась с 15 до 300 руб. за 1 л. с. Например, для BMWM5 (560 л.с.) новый базовый налог составил бы 168000 руб. – против 84000 руб. в Москве сейчас (регион имеет право повышать ставку, максимум в 10 раз). По расчетам Минфина, сборы могли бы составить до 3 млрд руб.; для сравнения: общие сборы транспортного налога в 2011 г. – 83,2 млрд.

Но поправки, предложенные Минфином, так и не были приняты до 1 декабря, а значит, в следующем году налога на роскошные автомобили не будет. По словам федерального чиновника, принимавшего участие в обсуждении, идея с 410 л.с. не понравилась правительству, потому что не все такие автомобили стоит считать роскошными. Идея с привязкой налога к цене также обсуждалась в Минфине, но есть проблема с проверкой такой информации налоговиками, объясняет он.

Стоимость автомобиля – более объективный критерий, чем объем двигателя, говорит зампред Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк (по декларации о доходах за 2011 г. он владел коллекционным Chrysler Prowler). Налог не должен быть запретительным, считает он, машины среднего класса не должны относиться к роскошным. Заставлять россиян отказываться от дорогих авто не следует, бюджету выгодны налоги с дорогого имущества, уверен Железняк.

Привязка к стоимости – более правильный подход, считает и основной владелец «Пеликан-праймари» (дилер BMW) Игорь Маляров. Проблем с занижением стоимости быть не должно, поскольку 99% новых машин импортируется дочерними компаниями самих производителей, замечает он, а они не пойдут на занижение цен, тем более что прайс-листы с их ценами есть, например, у таможни.

По мнению Малярова, говорить о роскошной машине можно начиная с цены в 3–4 млн руб., даже ближе к 4 млн. Ставку же дополнительного налога можно было бы, например, унифицировать с налогом на имущество, чтобы было понятно, что ее взяли не из воздуха, заключает он.