Партия Прохорова объяснила, в чем была польза "ё-мобиля"

"Гражданская платформа" не считает проект провальным: он стал самой крупной венчурной инвестицией в России за последние годы, заявила пресс-секретарь Михаила Прохорова Татьяна Кособокова
Д.Абрамов/ Ведомости

В партии "Гражданская платформа" заявили, что основатель партии Михаил Прохоров не имеет отношения к проекту "Ё-мобиль" с тех пор, как вышел из группы "Онэксим" в 2011 г., однако добавили, что проект провальным не считают. Как сказала "РИА Новости" пресс-секретарь Прохорова Татьяна Кособокова, "Ё-мобиль" - это "самая крупная венчурная (рисковая) инвестиция, проведенная в России за последние годы", и как венчурный проект он свою функцию выполнил. В России "крайне мало распространены" проекты с рисковыми инвестициями, добавила она.

В апреле "Онэксим" отказался от "ё-мобиля", поскольку "в текущей экономической ситуации его реализация невозможна", цитирует "Прайм" пресс-релиз группы. Техническая документация проекта передана Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) на безвозмездной основе. "Коммерсантъ" сообщил, что соответствующий договор компания «Ё-инжиниринг» подписала 3 апреля, права на проект государство получило за 1 евро. Кособокова напомнила, что Прохоров не руководит проектом с тех пор, как вышел из бизнеса перед выборной кампанией 2011-2012 гг.

С 5 апреля на форуме портала Сar Design обсуждается информация о том, что сотрудники ООО «Маруся моторс» якобы были уволены "без выплаты зарплаты за последние два месяца", как указал один из пользователей форума. Часть из них переходит в НАМИ, добавил он.

Михаил Прохоров представил три образца гибридного автомобиля, получившего название "ё-мобиль", - хетчбэк, фургон и кросс-купе - в декабре 2010 г. Проектом занималась компания, созданная "Онэксимом" и "Яровит моторс" Андрея Бирюкова, получившая название "Ё-авто". Сначала "Онэксиму" принадлежал 51% в предприятии, затем группа довела свою долю в нем до 85%. Автомобиль позиционировался как экологически чистый инновационный бюджетный гибрид, который работал бы на бензине или газе, а также на электродвигателе. В апреле 2011 г. "ё-кросс-купе" протестировал тогдашний премьер-министр Владимир Путин.

Начальный объем производства "ё-мобилей" планировался в 20 000 машин в год, было собрано 215 000 предзаявок. Бюджет проекта оценивался в 150 млн евро, выпуск машин должен был начаться в мае 2012 г. Годом ранее «Ё-авто» подписала соглашение с Петербургом о строительстве завода, но сроки запуска сдвигались. В феврале глава комитета по промполитике города Максим Мейскин говорил, что проект отложен на неопределенный срок. Источник "Ведомостей", близкий к «Ё-авто», говорил, что для постановки "ё-мобиля" на конвейер нужен партнер. По его словам, на тот момент шли переговоры с двумя претендентами: одной российской компанией и второй - иностранной. Как только будет сделан выбор, начнется подготовка к производству автомобиля, обещал собеседник издания, не назвав сроки.

Первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев сожалеет, что этот "амбициозный и широко распиаренный" проект не был реализован, потому что это формирует "скептическое отношение будущих потенциальных инвесторов". "Я не хочу говорить, что гора родила мышь, хотя физические размеры Михаила [Прохорова] это сопоставление делают в общем адекватным, но мне кажется, что время и было, и есть, и будет очень больших возможностей, гораздо больше, чем есть на Западе, поскольку плотность и конкуренция намного ниже (в нашей стране)", - цитирует его "РИА Новости". Гутенев считает, что проект был под силу Прохорову, но у того "не было готовности "везти на себе целый воз и проблем, и потенциальных возможностей", в то время как существуют альтернативные направления, где с меньшими рисками можно получить прибыль. Он отметил, что крупнейший бизнес, так называемый олигархат, в силу своих масштабов и желания диверсифицировать риски не является патриотическим и предпочитает покупку различных клубов за рубежом тем проектам, где требуются серьезные инвестиции на территории своей страны. Однако в завершение беседы депутат добавил, что лично к Прохорову у него отношение позитивное. "Я считаю, что это наиболее адекватный представитель крупнейшего бизнеса, которому не чужды и нотки патриотизма", - сказал Гутенев.

Председатель думского комитета по экономполитике и предпринимательству Игорь Руденский заявил, что идея "ё-мобиля" была хорошая, но, видимо, оказалась труднореализуемой. Он предположил, что авторы проекта вовремя не оценили все перспективы и возможные сложности.

Российская «Маруся моторс» (бренд Marussia Motors) показала первый автомобиль - спортивное купе Marussia В1 - в декабре 2008 г. в Москве. Спорткар был представлен как собственная разработка компании: машина построена на стальной пространственной раме, в ней используется мотор V6 британской Cosworth в паре с АКПП. Вторая модель компании - B2 - должна собираться на заводе Valmet Automotive в Финляндии. Запуск производства планировался на конец 2012 г. В апреле 2010 г. «Маруся» также показывала прототип кроссовера. Модель B1 должна была быть выпущена в количестве 3000 машин. Планируемый объем производства B2 - до 1500 машин в год, сообщала компания. Опытное производство компании, конструкторское и дизайнерское бюро находятся в Москве. У компании есть дилерские центры в Москве, Новосибирске и Монако. С 2010 г. «Маруся моторс» владеет гоночной командой в чемпионате Formula 1.

В 2013 г. «Маруся моторс» собиралась участвовать вместе с НАМИ в проекте Минпромторга "Кортеж", инициированном Федеральной службой охраны и Управлением делами президента. Речь шла о разработке и выпуске лимузина для первых лиц государства, внедорожников и минивэнов. О желании принять участие в проекте заявляли также автозавод ЗиЛ и группа ГАЗ.