Благодаря программе утилизации падение продаж «АвтоВАЗа» начало замедляться

Максим Стулов/ Ведомости

В сентябре в России было продано 36 513 автомобилей Lada, сообщил вчера «АвтоВАЗ». Это на 8,7% меньше, чем в сентябре 2013 г., по данным АЕБ. Падение замедлилось: в июле оно составило 25% (было продано 28 014 шт.), в августе - 32% (26 467 шт.). Замедление темпов падения продаж Lada связано со стартом вазовской программы утилизации автомобилей, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Субсидии не для всех. 10

млрд руб. столько денег получат автопроизводители от министерства в качестве субсидий по программам утилизации при достижении общего планового показателя в 170 000 шт. Господдержка будет распространяться на автомобили, выпущенные на российских заводах, работающих по условиям соглашений о промсборке

Общие продажи машин по программам утилизации, объявленным в сентябре автоконцернами при поддержке Минпромторга, за неделю (22-28 сентября) выросли вдвое - до 23 368 шт., следует из данных министерства, предоставленных «Ведомостям». Первая тройка за неделю не изменилась: за «АвтоВАЗом» (15 168 шт.) следует «Форд Соллерс холдинг» (1676 шт.), на третьем месте - группа ГАЗ (1524 шт.). Но доля «АвтоВАЗа» в общем количестве автомобилей, проданных по утилизационным программам, заметно снизилась - с 74,6 до 64,9%, а по итогам 22-28 сентября она составила 56,4%. С 22 по 28 сентября по программе утилизации было продано 7006 автомобилей Lada, по итогам прошлой недели - 6808 шт. Для сравнения: доля Lada, проданных по госпрограмме утилизации в 2010-2011 гг., составила 80%.

В этот раз помимо легковых машин и LCV в программах утилизации участвуют грузовики и автобусы, но их доля в общих продажах по-прежнему невелика - чуть больше 1%. Снижение доли «АвтоВАЗа» в общем объеме проданных машин по программам обновления парка можно объяснить тем, что сейчас активно «разгоняются» иностранные автоконцерны-промсборщики, запустившие свои программы утилизации позже «АвтоВАЗа» (программа которого действует с 4 сентября), считает директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. Плюс в этот раз появилась схема trade-in, что поддержало продажи более дорогих марок, добавляет Беспалов. Сейчас доля машин, купленных по этой схеме, составляет 24,8%. По прогнозу Морозова, доля увеличится до 30%.

При этом некоторые иностранные автоконцерны в отличие от «АвтоВАЗа» вместе со стандартными условиями, оговоренными с Минпромторгом (скидка на покупку нового легкового автомобиля - 50 000 руб. при сдаче старой машины в утиль и 40 000 руб. - по схеме trade-in), дают дополнительные бонусы. У «АвтоВАЗа» «другие акции с программой утилизации работать не будут», указано на сайте компании. Дополнительные скидки поддержат спрос, но на них госсубсидии (см. врез) распространяться не будут, напоминает Морозов.

Еще одна причина снижения доли «АвтоВАЗа» - возможность участия покупателей - юридических лиц, считает Беспалов. Корпоративные парки легковых автомобилей в основном формируются за счет иномарок, объясняет он. По данным «Автостата», по итогам восьми месяцев 2014 г. на корпоративных клиентов пришлось 9% общих продаж легковых автомобилей в России (около 13 300 шт.), наиболее популярные у юрлиц марки - Toyota, Lada, Renault, Volkswagen, Mercedes-Benz. По данным Минпромторга, за последнюю неделю доля юрлиц в общем объеме проданных по программам утилизации машин увеличилась с 0,85 до 4,45%.

Сколько «АвтоВАЗ» собирается продать автомобилей по итогам 2014 г. с учетом программы утилизации, компания не раскрывает. По оценке Беспалова - 410 000 шт., на 10% меньше, чем в прошлом году.