Автоконцерны вернули скидки при trade-in и утилизации машин

Теперь они это делают за свой счет, а не за счет федерального бюджета, как раньше
Granta – самая продаваемая модель «АвтоВАЗа»/ Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ», лидирующий на российском автомобильном рынке, возобновил программу обновления парка, следует из информации на его сайте. В ней участвует большинство моделей Lada 2018 года выпуска, кроме Priora и новинок – Vesta и Xray. С 1 февраля автоконцерн предлагает скидку в 20 000–30 000 руб. при сдаче старого автомобиля по схеме trade-in. Для сравнения: автомобили самого продаваемого семейства Lada в России – Granta – стоят от 399 900 руб. Максимальная скидка распространяется на автомобили семейства Lada 4x4, которые стоят от 483 900 руб.

В прошлом году «АвтоВАЗ» также давал скидки при сдаче автохлама в утилизацию, но эта схема стала непопулярной, поясняет человек, знакомый с менеджерами компании. К тому же ранее компания наряду с другими локальными автопроизводителями участвовала в госпрограмме обновления парка – скидки субсидировались из федерального бюджета (в легковом сегменте до 40 000–50 000 руб. за машину), – а сейчас дает скидки за свой счет, добавляет он. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы не ответил.

Госпрограмма обновления парка колесных транспортных средств действовала в России до 2017 г. Это была самая популярная мера поддержки спроса на сократившемся вдвое за годы кризиса (2013–2016 гг.) автомобильном рынке. В 2016 г. на программу было выделено почти 29 млрд руб., в 2017-м – 17,5 млрд. Весной прошлого года рынок вернулся к росту (по итогам года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 11,9%), и на этом фоне чиновники решили продлить в 2018 г. лишь ряд программ (льготные автокредитование и автолизинг, стимулирование продаж машин, работающих на газе, и проч.). От программы обновления парка Минпромторг отказался, посчитав, что она исчерпала себя. Если сначала основные продажи по этой программе приходились на схему утилизации, затем – как и в случае с «АвтоВАЗом» – спрос сместился в сторону trade-in.

«АвтоВАЗ» оказался не единственным, кто продолжил в 2018 г. использовать механизм, применявшийся в госпрограмме обновления парка. Так же поступили входящие в топ-10 российского рынка Kia, Renault, Toyota, Nissan, Skoda. В их программах участвуют преимущественно локально выпускаемые модели как 2017-го, так и 2018 года выпуска.

Kia предлагает скидки в размере 20 000–100 000 руб. при использовании обеих схем (trade-in и утилизация). Такой же подход у Renault. В зависимости от выбранной схемы и приобретаемой модели скидка составляет 40 000–90 000 руб. Обе схемы использует и его партнер по альянсу – Nissan. Скидки в зависимости от модели и комплектации составляют 50 000–350 000 руб. (при trade-in еще и суммируются со скидками по программе «В кругу Nissan»). У Skoda в программе также используются обе схемы, скидки – 70 000–110 000 руб. Toyota дает скидку в 100 000–200 000 руб. на новые локально выпускаемые и импортированные машины только при использовании схемы trade-in.

Российскому рынку, несмотря на рост, по-прежнему нужна поддержка, комментирует топ-менеджер одной из дилерских компаний. Механизм обновления парка был популярен и неудивительно, что крупные игроки готовы его использовать даже за свой счет, отмечает он. «Программы утилизации и trade-in за время действия доказали свою востребованность нашими клиентами», – соглашается представитель Renault. Nissan тоже считает программу обновления парка «очень важной для стимулирования розничных продаж». «Этот канал и в дальнейшем будет развиваться», – добавляет представитель компании. Автоконцерны используют механизм обновления парка, не рассчитывая на компенсацию после возвращения госпрограммы, – она не вернется, отмечает сотрудник одного из производителей. Об этом же говорит и представитель Toyota: «Минпромторгом было неоднократно доведено до сведения участников рынка, что программа продлена не будет, поэтому ее возвращения не ожидаем». Представитель министерства на вопросы не ответил.